i=306
571 - 572 - 573 - 574 - 575 - 576 - 577 - 578 - 579 - 580 - 581 - 582 - 583 - 584 - 585 - 586 - 587 - 588 - 589 - 590 - 591 - 592 - 593 - 594 - 595 - 596 - 597 - 598 - 599 - 600 - 601 - 602 - 603 - 604 - 605 - 606 - 607 - 608 - 609 - 610 - 611 - 612 - 613 - 614 - 615 - 616 - 617 - 618 - 619 - 620 - 621 - 622 - 623 - 624 - 625 - 626 - 627 - 628 - 629 - 630 - 631 - 632 - 633 - 634 - 635 - 636 - 637 - 638 - 639 - 640 - 641 - 642 - 643 - 644 - 645 - 646 - 647 - 648 - 649 - 650 - 651 - 652 - 653 - 654 - 655 - 656 - 657 - 658 - 659 - 660 - 661 - 662 - 663 - 664 - 665 - 666 - 667 - 668 - 669 - 670 - 671 - 672 - 673 - 674 - 675 - 676 - 677 - 678 - 679 - 680 - 681 - 682 - 683 - 684 - 685 - 686 - 687 - 688 - 689 - 690 - 691 - 692 - 693 - 694 - 695 - 696 - 697 - 698 - 699 - 700 - 701 - 702 - 703 - 704 - 705 - 706 - 707 - 708 - 709 - 710 - 711 - 712 - 713 - 714 - 715 - 716 - 717 - 718 - 719 - 720
Альгерд Бахарэвiч. Сарока на шыбенiцы. Раман. Мiнск, I.П.Логвiнаў, 2009.


Об этой книге модно говорить — и если бы это было мотивом для рецензии, то клише уготовлены: книга–путешествие по телу белорусской девушки Вероники, мозаика в духе Кортасара... Но если есть литература, формалистические изыски вторичны. Вполне допускаю, что кто–то прочтет роман Альгерда Бахаревича как жестко реалистичный, несмотря на параллельный мир в духе пелевинского «Принца Госплана» и антиутопические пассажи в духе Замятина. Потому что есть главное — попытка осмысления своей эпохи и героя этой эпохи. Есть та необходимая боль, которая вдруг оправдывает «неаппетитные» и гиперболизированные фрагменты (хотя автор, культивирующий себя как мизантропа, в этом «грехе» никогда не признается, может, даже самому себе). Смиритесь, сторонники «сугубо положительных героев», на подвиг зовущих, — коллективный портрет постсоветской эпохи не составить из клонов Мальчиша–Кибальчиша. Вероника, героиня романа «Сарока на шыбенiцы», выросла в поселке возле большого города, в люмпен–среде. Она — милая «средняя» девушка со среднестатистическими представлениями о мире. Живет в «хрущевке», в одной комнате с братом, ссорится с родителями, мечтает о зарплате, которая позволит покупать красивые кофточки, и, конечно, о красивой любви. Кто упрекнет ее за то, что попала на работу во властные структуры, занимающиеся борьбой с инакомыслящими, чем–то напомнившими мне персонажей Стругацких — читающих высоколобых «мокрецов»? Вины Вероники здесь не больше, чем у яркой сороки с картины Брейгеля Старшего, усевшейся на виселицу... Но всякая система действует благодаря ни в чем не виноватым рабочим деталям. «Сарока на шыбенiцы» — не легкое чтиво. В романе полно аллюзий, фрагментов не для слабонервных, не обошлось и без конъюнктуры. Я не знаю, что и как будет оцениваться из написанного моими современниками чрез сто, даже пятьдесят лет, и что будет считаться конъюнктурой тогда. Сегодня продвинутая молодежь читает Альгерда Бахаревича, кто — принимая, кто — нет. А белорусская литература живет, что и требовалось доказать.


Василий Аксёнов. Любовь к электричеству. Повесть о Леониде Красине. Москва, ЭКСМО, 2008.


Недавно рассказывала вам о подобной книге еще одного знаменитого диссидента — романе Владимира Войновича о Вере Фигнер, написанном в советские времена во имя заработка и ныне переизданном. Аксенов тоже не избежал соблазна — впрочем, это было престижно: написать роман для серии «Пламенные революционеры». В качестве героя он выбрал соратника Ленина Леонида Красина. Но если роман Войновича звучит как–то живо и современно, пробивая на рефлексии по поводу природы феминизма и терроризма, то роман Аксенова сух и каноничен. Хотя Аксенов оправдывал выбор тем, что Леонид Красин в отличие от большинства борцов за гегемонию пролетариата был настоящим денди и талантливым изобретателем. Впрочем, есть попытка оживить текст разветвленной сетью любовных историй в революционной среде (никакой эротики, само собой!), есть колоритные персонажи — особенно удался Горизонтов, силач, красавец и авантюрист с нежным сердцем. Сам же Леонид Красин запоминается не особо, оставшись «портретом на заказ».


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.



Комментарии: (0)   Рейтинг: