«Если этот фильм покажется вам неинтересным, то, скорее всего, на следующий приходить не стоит. Можно сэкономить время и деньги. Самым стойким — до встречи в следующую среду в этом зале. Приятного просмотра!» — с этими словами Георгий Глик, один из организаторов кинопроекта Cinemascope, удалился со сцены кинотеатра «Победа». Свет в зале погас. Наступил час авторского кино.
В кафе кинотеатра «Победа» мы беседуем с Георгием Гликом о превратностях авторского кино.
— Георгий, последние 20 лет, насколько мне известно, вы только и занимаетесь тем, что пытаетесь привить нашим кинозрителям высокий вкус: когда–то в начале 90–х у вас был проект «Киноклуб»...
— Изначально «Киноклуб» задумывался как проект, способный представить массовому зрителю фильмы мировой киноклассики, которых в то время не было не только в широком театральном прокате — они были редкостью даже на видеокассетах. Но прошли годы, и такой формат стал неактуален. Появились в широкой продаже DVD–коллекции многих режиссеров, увеличилось количество телевизионных каналов, стали создаваться различные сообщества по обмену фильмами, всевозможные группы редкого, альтернативного, параллельного кино... Так «Киноклуб» приказал долго жить...
— Ему на смену в кинотеатрах города появился «Киноформат 4х4». Почему его закрыли?
— Основной идеей «Киноформата» был показ современных некоммерческих фильмов, участников различных фестивалей и конкурсов, которые изначально не рассчитаны на рекордные кассовые сборы. Спустя годы имеющийся в наличии кинофонд был практически исчерпан, а закупать права на заведомо убыточные в коммерческом плане фильмы желающих не оказалось.
— Тогда родился ваш новый проект — Cinemascope. Расскажите, что вы предлагаете зрителю на этот раз?
— Все довольно просто: показать киноманам фильмы, которые по тем или иным причинам не были представлены на большом экране. Это и классические картины, и совершенно новое экспериментальное кино, и анимация, и видеоарт. Главным критерием отбора является прежде всего принадлежность данных фильмов к искусству с большой буквы. Особенностью проекта Cinemascope является еще и то, что мы сами ведем переговоры с правообладателями и приобретаем права на те фильмы, из которых впоследствии составляем программу. К первому показу — ретроспектива фильмов Романа Поланского — мы шли около года. У нас были трудности с договорами, документами, с носителями, однако начало положено. Мы сознательно не устраивали агрессивную рекламную кампанию проекта. Мое глубокое убеждение: зритель должен сам прийти и к Поланскому, и к Расселу, и к Джармену...
— Эти имена массовому зрителю знакомы лишь частично или не знакомы вовсе. Кто занимается непосредственно отбором режиссеров и фильмов из фильмографий?
— В первую очередь мы — авторы проекта — сами выбираем те фильмы, которые, как бы нескромно это ни звучало, нравятся нам самим. В этом отношении мы непреклонны и не собираемся идти на поводу у зрителя.
— Как вы думаете, публика готова к показам авангардного авторского кино?
— Минская публика вообще странная публика, очень непредсказуемая. Мы уже не первый год наблюдаем одну особенность нашего зрителя: он ходит на те имена, которые у всех на слуху. Хотя по логике ситуация должна быть кардинально иная: люди должны стремиться узнать то, что им еще неизвестно.
Видимо, у большинства зрителей срабатывает принцип, что если о фильме ничего не слышно, значит, это неинтересно... Во время ретроспективы фильмов Поланского мы проводили опрос среди зрителей. Если учесть, что к нам пришла целевая публика, знакомая с некоммерческим кино, студенты театральных и других гуманитарных вузов, то результаты настораживают: многие из опрошенных не только не знакомы с творчеством крупнейших киномастеров, но и никогда не слышали такие имена, как Антониони. В зрительских кругах популярно лишь то, что было произведено лет пять–семь назад, более старое кино оказывается незаслуженно забытым.
— Недавно проект Cinemascope представил ретроспективу британского режиссера Дерека Джармена. Как реагировала публика на этого, прямо скажем, нетрадиционного режиссера?
— Впервые ретроспективу фильмов Дерека Джармена мы показывали еще во времена работы «Киноклуба», год спустя после смерти самого режиссера, во Дворце культуры профсоюзов. Этот показ уже стал своеобразной легендой среди киноманов. Во время показа буквально выносили двери, разбивали стекла. Зал на 600 мест был заполнен, зрители стояли, сидели в проходах на ступеньках, свисали с балконов... Если сейчас заглянуть в зал кинотеатра «Победа», более скромный по размеру, то он наполовину пуст...
— И тем не менее вы настаиваете на проекте Cinemascope, даже если зрительский интерес к нему очевидно вялый?..
— Сложно судить о зрительском интересе после трех программ... Я оптимист. Надеюсь, со временем публика привыкнет, что каждую среду в кинотеатре «Победа» всегда можно посмотреть экспериментальную кинопрограмму, а не блокбастер очередной голливудский...
— Чем еще планируете удивлять киногурманов?
— Помимо тех режиссеров, чьи работы являются признанной классикой кинематографа, мы планируем показывать и совсем неизвестное кино. Не так давно мы достигли договоренности о показе в Минске программы фильмов группы «Занзибар», которая была своего рода альтернативой французской «новой волне». Насколько нам известно, эти фильмы впервые будут демонстрироваться на постсоветском пространстве.
Комментарии: (0)
Рейтинг: