i=380
2535 - 2536 - 2537 - 2538 - 2539 - 2540 - 2541 - 2542 - 2543 - 2544 - 2545 - 2546 - 2547 - 2548 - 2549 - 2550 - 2551 - 2552 - 2553 - 2554 - 2555 - 2556 - 2557 - 2558 - 2559 - 2560 - 2561 - 2562 - 2563 - 2564 - 2565 - 2566 - 2567 - 2568 - 2569 - 2570 - 2571 - 2572 - 2573 - 2574 - 2575 - 2576 - 2577 - 2578 - 2579 - 2580 - 2581 - 2582 - 2583 - 2584 - 2585 - 2586 - 2587 - 2588 - 2589 - 2590 - 2591 - 2592 - 2593 - 2594 - 2595 - 2596 - 2597 - 2598 - 2599 - 2600 - 2601 - 2602 - 2603 - 2604 - 2605 - 2606 - 2607 - 2608 - 2609 - 2610 - 2611 - 2612 - 2613 - 2614 - 2615 - 2616 - 2617 - 2618 - 2619 - 2620 - 2621 - 2622 - 2623 - 2624 - 2625 - 2626 - 2627 - 2628 - 2629 - 2630 - 2631 - 2632 - 2633 - 2634 - 2635 - 2636 - 2637 - 2638 - 2639 - 2640 - 2641 - 2642 - 2643 - 2644 - 2645 - 2646 - 2647 - 2648 - 2649 - 2650 - 2651 - 2652 - 2653 - 2654 - 2655 - 2656 - 2657 - 2658 - 2659 - 2660 - 2661 - 2662 - 2663 - 2664 - 2665 - 2666 - 2667 - 2668 - 2669 - 2670 - 2671 - 2672 - 2673 - 2674 - 2675 - 2676 - 2677 - 2678 - 2679 - 2680 - 2681 - 2682 - 2683 - 2684
Никогда не был любителем цифр. Скорее всего, причины нелюбви проистекают из давнишнего детского страха перед уравнениями, геометрическими задачками, равнобедренными треугольниками, квадратным корнем — всех этих диковинных существ мира математики. Из боязни, что результат задачи не сойдется с ответом, заявленным в конце учебника. И, стоя у доски, ты не сможешь приписать уверенной размашистой рукой «что и требовалось доказать» под аплодисменты растроганной учительницы. Поэтому никогда не страдал распространенной причудой — измерить алгеброй гармонию, руководствуясь принципом алгебра — отдельно, гармония — отдельно. И не надо их путать. Но все же порой цифры иногда привлекают мое внимание своей неуловимой, ускользающей красотой застывших шахматных фигур и предельной лаконичностью.


Как можно не быть завороженным, например, читая такую цифру: по данным Министерства культуры, в этом году количество различных фестивалей в стране сократилось почти в 2,5 раза. Если еще в 2006 году, по словам начальника управления учреждений культуры и народного творчества Натальи Авдеевой, их было 145, то в 2009–м стало уже 60. Думаю, не в последнюю очередь по экономическим причинам, но сама эта цифра вдруг навела на мысли совершенно неэкономического толка. Какого–то ощутимого вакуума после того, как эти данные стали реальностью (а реальностью они стали, видимо, раньше, чем были озвучены), не наступило. Наоборот — грядет горячая фестивальная осень: театральный Минск собирает европейских режиссеров под знамена «Панорамы», в Бресте начинается «Белая Вежа», в Могилеве — «Золотой шлягер», оргкомитет «Лicтапада» уже выстроился на крылечке в ожидании Эмира Кустурицы и Питера Гринуэя. Но в общем–то нельзя сказать, что культурная жизнь Беларуси рухнула в пропасть. Получается, что 85 «вычеркнутых» из обязательного списка фестивалей попросту не несли в себе никакой значительной эстетической нагрузки, ни на что не влияли, а просто «грызли» республиканский или местный (это уж как повезет) бюджет и создавали иллюзию разнообразия? Правда, здесь стоит оговориться и заметить, что многие культурные мероприятия в областных и районных центрах, перестав быть фестивалями, получили более низкий статус «музыкальных проектов». Но все же, но все же... Количество фестивальной «жвачки» давно утратило какой–либо вкус. Доходило до смешного — любой междусобойчик назывался у нас фестивалем, а компания из трех человек — оргкомитетом. Что стояло за этой праздничной вывеской, кроме амбиций их создателей, многие из которых, как видим, опровергла сама жизнь? Да, локальные фестивали — это хорошо. И фестиваль юмора в Автюках, работающий на имидж белорусской глубинки, один из самых удачных тому примеров. Но сколько лишних, ненужных, невостребованных, мягко говоря, бессмысленных форумов у нас проводилось за последние годы. Каких только «фэстов» мы не навидались за это время, лучше не вспоминать. Иногда приехав на иной — не сразу приходило понимание, где ты и что, собственно, происходит. Получалось, как в одной из зарисовок Жванецкого: «И что главное — немой вопрос в глазах. Почему в окне неподвижно стоят деревья, а под кроватью стучат колеса? Будем ждать вспышек памяти или сведений со стороны». И здесь уже возникал вопрос этики — правильно ли, например, проводить фестивали любительского искусства на вполне «профессиональные» деньги? Понимали ли их участники всю степень ответственности, сполна ли отвечали за качество своего искусства или просто морочили голову, относясь к этому как к «развлекаловке»?


Все произошедшее — хороший урок, как правильно выстраивать свою цивилизованную культурную политику. Не надо распылять энергию, надо ее аккумулировать. Не спешите хороший культурный продукт торопливо выносить на всеобщее фестивальное обозрение. Все достойное рано или поздно увидит свет, найдет своего зрителя или слушателя без лишней рекламы. Сосредоточившись на больших имиджевых фестивалях, теперь самое время уйти вглубь, в материал, в работу. И не стоит подгонять решение этой сложной задачи под ответ в конце учебника. Иногда и он может оказаться простой опечаткой.

Комментарии: (0)   Рейтинг: