Пока одни жители Соединенных Штатов переживают «Великую депрессию», Джонн Диллинджер (Джонни Депп) со товарищи грабит банки. Он одинаково эффектно выглядит и с автоматом в руках, и позирующим журналистам в полицейском участке, и в ресторане, и даже за решеткой... Само собой, криминальный талант вскоре находит себе даму сердца из сферы обслуживания (Марион Котийяр), с которой накануне каждого дела мечтает об эмиграции на Кубу. Все бы хорошо, да только за ним по пятам рыщет целый отряд ФБР, возглавляемый фанатиком–карьеристом Первисом (Кристиан Бейл). Да и с организованной преступностью дела не ладятся — беззаботный анархизм Джонни страшит мафиози пуще ужесточения уголовного законодательства...
Джонн Диллинджер — легендарное, даже мифическое имя из длинного списка американских преступников–гениев. Он ограбил более 20 банков, несколько полицейских участков, дважды бежал из тюрьмы, стрелял в полицейских и попадал в них... Любимца публики, зловеще обаятельного и остроумного, газеты часто сравнивали с Робин Гудом. В далеком 1934–м он сделал типичную «звездную карьеру» — прославился всего за год, жил быстро, умер молодым... Вряд ли это применимо к реальной жизни, но в американском кино гангстеры делятся на два противоположных, даже враждебных типа. Первый — это укорененные в социуме «доны», главы преступных синдикатов и «семей», фигуры социальные, взаимодействующие с государством и всеми его институтами и органами, то враждующие, то сотрудничающие (от Майкла Карлеоне до Тони Сопрано). Если оставить за скобками специфику их занятий, этих дельцов сложно отличить, например, от руководителей крупных частных предприятий. Второй тип кинообразов — индивидуалисты и социопаты, преступное перекати–поле, молодые и яростные. Как, например, Бонни и Клайд или герой фильма «Джонни Д.» режиссера Майкла Манна.
Манну всегда удается сочетать пристальность и непрерывное движение камеры. Благодаря этому, несмотря на всю его дотошность и благоговение перед деталью, кадр не превращается в экранизированный перечень предметов. Обреченной на успех кинематографической игре в бисер он предпочитает репортерский стиль, несколько старомодный (слишком уж тщательный и моментами неожиданно сентиментальный), но в высшей степени фактурный и реалистичный. От языка документальной хроники он отходит неохотно и чуть ли не по принуждению. Но на фильм без полновесной романтической истории никто не пойдет — вот Манну и приходится очерчивать ее парой штрихов. Благо кумир курсисток Джонни Депп как нельзя лучше для этой роли подходит. И не беда, что он с каждым днем все больше на похож на каменный памятник самому себе — инерционные механизмы пока работают вовсю. Отработав это досадное па, Манн снова возвращается к тому, что действительно важно: крупным планам, парениям над толпой, взглядам через решетку, осколкам стекла и просто умопомрачительным перестрелкам. Все это выполнено с энергией сжатой пружины, с легкостью парящей в воздухе хищной птицы... Ну а лучше всего стилистику фильма «Джонни Д.» характеризует эпитет из криминальных сводок, обозначающий то или иное преступление как дерзкое.
В своем фильме Манн чрезвычайно достоверен и лишь в необходимой степени подвержен мелодраматичности. Он экранизировал документальное исследование, но мог вполне делать картину и по газетной передовице. Все равно результат мало напоминал бы просто попытку реконструкции (пусть даже в высшей степени профессиональную). Сколько бы ни порицали или, напротив, ни превозносили несомненный формализм Манна, он всегда рассказывает хорошую историю, то есть такую, которая чудесным образом всегда нечто иное, большее, чем простая совокупность элементов, из которых она состоит. Словом, «Джонни Д.» — это фильм о последнем годе жизни грабителя банков, который был врагом общества и симптомом всех его болезней, существом внешне противоречивым, но внутренне — монолитным, трагичным и смертным. То есть фильм о человеке...
Комментарии: (0) Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0