i=246
707 - 708 - 709 - 710 - 711 - 712 - 713 - 714 - 715 - 716 - 717 - 718 - 719 - 720 - 721 - 722 - 723 - 724 - 725 - 726 - 727 - 728 - 729 - 730 - 731 - 732 - 733 - 734 - 735 - 736 - 737 - 738 - 739 - 740 - 741 - 742 - 743 - 744 - 745 - 746 - 747 - 748 - 749 - 750 - 751 - 752 - 753 - 754 - 755 - 756 - 757 - 758 - 759 - 760 - 761 - 762 - 763 - 764 - 765 - 766 - 767 - 768 - 769 - 770 - 771 - 772 - 773 - 774 - 775 - 776 - 777 - 778 - 779 - 780 - 781 - 782 - 783 - 784 - 785 - 786 - 787 - 788 - 789 - 790 - 791 - 792 - 793 - 794 - 795 - 796 - 797 - 798 - 799 - 800 - 801 - 802 - 803 - 804 - 805 - 806 - 807 - 808 - 809 - 810 - 811 - 812 - 813 - 814 - 815 - 816 - 817 - 818 - 819 - 820 - 821 - 822 - 823 - 824 - 825 - 826 - 827 - 828 - 829 - 830 - 831 - 832 - 833 - 834 - 835 - 836 - 837 - 838 - 839 - 840 - 841 - 842 - 843 - 844 - 845 - 846 - 847 - 848 - 849 - 850 - 851 - 852 - 853 - 854 - 855 - 856
Что ни говорите, а летнее падение интереса публики к искусству, которым музеи и галереи объясняют традиционное сокращение выставочных проектов в отпускной период, не более чем миф. В первые же дни выставка «Спасенные культурные ценности» из коллекции Смоленского государственного музея–заповедника привлекла в Национальный музей истории и культуры не одну сотню посетителей, хотя одновременно в Минске прошло сразу несколько вернисажей, посвященных 65–летию освобождения Беларуси.


Памятной дате посвящена и эта выставка, главными экспонатами которой стали 4 слуцких пояса, вывезенных вместе с другими ценностями Смоленского областного краеведческого музея из разбомбленного города последним эшелоном, уходившим на восток. Сотрудникам музея удалось спасти свои самые драгоценные раритеты, в том числе старинные портреты гетмана Великого княжества Литовского Яна Сапеги и еще одного государственного деятеля ВКЛ, кавалера Мальтийского ордена Казимира Паца. Теперь мы можем свободно заглянуть в глаза этих надменных рыцарей, попытаться разгадать их мысли сквозь паутину трещинок, сотканную временем на живописном полотне. А заодно поразиться не померкнувшему за 200 лет блеску золотых нитей в изысканном узоре слуцких поясов, любуясь россыпью родных васильков, прославленных поэтом...


— Бесспорно, эти пояса — особая ценность для Беларуси, и, думаю, ваша страна вправе рассчитывать на то, чтобы российские музеи как можно чаще делились ими с белорусами, — считает директор Смоленского музея–заповедника Надежда Волосенкова. — Именно со слуцких поясов мы начали готовить свой подарок белорусскому народу, отдавшему для победы буквально все... Включили в экспозицию и старинный чепрак, изготовленный в Польше, возможно, даже для кого–то из белорусских магнатов. И только здесь узнали, что в Беларуси, оказывается, не сохранилось ни одного чепрака...


Эвакуировать из Минска под бомбежкой уникальную коллекцию искусства, собранную в Минской картинной галерее, не удалось даже нашей Елене Аладовой. Простить себе этого она не могла всю свою жизнь, ведь там были и слуцкие пояса, и немало других бесценных предметов, вывезенных из национализированного замка Радзивиллов в Несвиже. После войны Елена Васильевна практически с нуля воссоздала в Минске галерею, которую еще при ее жизни стали называть малой «Третьяковкой». Теперь это — Национальный художественный музей. Но ни один из довоенных экспонатов так и не нашелся...


Спасти всю свою коллекцию тогда не смогли и смоленские музейщики. Для эвакуации раритетов в июне 1941–го они раздобыли всего лишь один вагон. Почти две трети довоенных фондов сгинуло бесследно.


— Во время грабежа наших музеев немцы старались уничтожить всю учетную документацию, чтобы после никто не мог предъявить прав на украденное, — рассказывает Волосенкова. — Однако большую часть своей документации мои коллеги все же спасли. Небольшая часть произведений искусства, оставшихся в Смоленске, была найдена в Польше в 1943–м, тогда же мы их себе и вернули. Первая экспозиция была открыта уже в сентябре 1944–го, к годовщине освобождения Смоленска. Но больше ничего из почти 40 тысяч утраченных экспонатов не обнаружилось до сих пор...


Насколько богаче могла быть эта экспозиция, если бы не война!


* * *


Сегодня спасенными ценностями чаще называют раритеты, задержанные на таможне. Ежегодно наши таможенники изымают у контрабандистов тысячи антикварных предметов. Вне всяких сомнений, многое когда–то украшало залы наших довоенных музеев и достойно самого почетного места в лучших современных экспозициях. Но в последние годы ценности остаются там, где были задержаны: Брестская таможня пополняет фонды брестских музеев, Гомельская — гомельских... К большой досаде минских музейщиков.


Кстати


— Теперь к нам попадают лишь ценности, конфискованные в доход государства по уголовным делам, — откровенничает директор Национального музея истории и культуры Сергей Вечер. — Например, недавно таким образом мы стали обладателями уникальнейшей коллекции из 4 тысяч старинных монет. Колоссальное собрание: начиная от копеек времен Ивана Грозного и монет короля Сигизмунда III до денег практически всех стран, которые вы только сможете себе вообразить... В начале следующего года на Фрунзе, 19 мы планируем открыть нумизматический кабинет — там их и можно будет увидеть. Вместе с другими раритетами из нашей коллекции: древнегреческими тетрадрахмами, арабскими дирхемами, византийскими денариями...

Комментарии: (0)   Рейтинг: