Называя себя "Дон Кихотами от искусства", группа художников, которую, в частности, представляет Виктор Буга, объявила борьбу с "двуличными клерками". Больше всего их возмущает, что в городе растут культурно-деловые и торгово-деловые центры, а настоящие творческие люди не находят себе работы. Нет заказов – нет и средств к существованию.
Как "издевательство" восприняли авторы письма попытку городского отдела культуры "оживить творческую жизнь" на пешеходных улицах Суворова и Толстого. Они пишут, что данные улицы вместо "творческих" стали "тропой еды с дешевым сервисом и дорогими ценами". На пешеходной зоне ставят автомобили. Причем бесплатно. А художников за право продавать картины на улице налоговая инспекция требует заплатить немалую сумму вне зависимости, реализовал ты работы или нет.
"Так кто же наследник всего, что накоплено за тысячи лет, на пути "из варяг в греки"? – цитирую письмо. – Местные жители или "временщики" от культуры? Ведь нет проблем в создании на данных улицах свободной экономической зоны искусства и творчества. Была бы реклама и прибыль от сопутствующих товаров и услуг, не говоря уже о моральном и духовном удовлетворении жителей города и зарубежных туристов…"
По вопросам, поднятым в письме, мы решили выслушать разные точки зрения, в том числе и власти.
В отделе культуры горисполкома мне показали несколько писем за подписью В. Буги. Судя по ним, автор – человек активный, причем в разных областях. Он одновременно и обличает, и выдвигает инициативы. Сетует, что закрыли ленинские комнаты и ничего не предложили взамен для воспитания подрастающего поколения. Его волнуют вопросы реабилитации инвалидов, организации концертной деятельности и т.д. Словом, спокойно жить чиновникам он не дает.
Но не всегда его претензии, как выяснилось, обоснованные. Взять, например, продажу картин возле городской ратуши. Действительно, горисполком в августе этого года издал распоряжение об организации выставки-ярмарки "Вернисаж на улице Суворова", которой присваивался статус рынка. А там, где рынок, действуют и рыночные условия. Значит, надо платить. Услуги за организацию места продажи, уборку, предоставление стоек и т.д. были оценены по минимуму – примерно в 8 тысяч рублей. А вот ежемесячный налог составлял более 70 тысяч, причем, как пояснили в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области, эта сумма позволяет физическому лицу продавать картины не более 5 дней в месяц. Однако (на это особенно обращают внимание в отделе культуры) художник может быть полностью освобожден от налога. Надо только представить в горисполком справку о доходах. К сожалению, этого никто не делает. Более того, многие художники отказываются продавать свои картины на улице даже без всяких взносов во время культурных городских мероприятий.
На День города пришлось уговаривать художников выставить возле ратуши свои работы. Немного желающих среди профессиональных мастеров кисти реализовывать свои работы на улице и во время "Славянского базара в Витебске". Члены БСХ предпочитают другие варианты поиска покупателей: через выставки, галереи, музейные закупки.
Николай Дундин, открывший художественный салон-галерею "Стена" на улице Ленина, говорит, что за день сюда заходят более 100 человек. Можно сказать, что интерес к художественным работам большой. И реализовать картины через галереи можно. Но все упирается в деньги. Работы хотят купить многие, но недорого. Авторы, которые ставят цену в тысячу - три тысячи долларов (картины того стоят), не могут найти на них покупателя. Хотя на Западе эта же работа оценивается в несколько раз дороже.
"Задача моей галереи, – говорит Николай, – поднять статус художника. Я убежден, что в Витебске должно быть много разных галерей".
Кстати, и Виктор Буга имеет непосредственное отношение к галерее "Инво" на улице Суворова, является ее директором. К сожалению, она не стала заметной в городе, хоть и расположена в самом историческом центре. К ней, как говорят художники, очень много вопросов. Уровень представленных там работ невысокий. Впрочем, чем больше разных галерей и салонов в Витебске, который называют городом художников, тем лучше. Н. Дундин рассказывает, что во Франции, например, где проходила его выставка, на маленькой улице расположено 4 галереи, и у каждой есть свои посетители и покупатели произведений искусства.
Кстати, относительно "тропы еды". В том же Париже на Монмартре десятки кафе. Здесь пьют кофе, вино, художники пишут портреты и продают свои картины. И ничего кощунственного в этом нет.
А вот проблема, как выжить художнику в современных условиях, как заработать деньги, действительно острая. В последнее время такого понятия, как заказы, вообще нет. Прежде художественные работы покупали крупные предприятия, они "закладывались" в интерьеры общественных помещений. В свое время для выполнения художественных заказов и был создан в Витебске комбинат "Мастацтва". Сегодня разве что какой-либо бизнесмен захочет расписать свою гостиную в древнегреческом стиле. Мало закупают работ музеи — у них на это просто нет средств.
– Не знаю, как выживать профессионалу, у которого нет других доходов, кроме как от своих картин или скульптур, – говорит Олег Сковородко, много лет возглавляющий областное отделение Белорусского союза художников. Сколько в свое время ему пришлось походить по разным инстанциям, чтобы доказать: арендная плата, что выставляют за творческие мастерские, непомерно высокая для художников!
– Существует одна льгота по оплате мастерских – коэффициент 0,01 за аренду помещения. За отопление, воду, свет мы платим, как предприниматели. В прошлом году в зимние месяцы я отдавал около 550 тысяч рублей в месяц. В этом сумма будет выше, – делится наболевшим О. Сковородко.
– А вот в Могилеве, – развивает тему член БСХ Юрий Черняк, – художники платят за отопление в три раза меньше. Соответствующее решение приняли местные власти.
Нет городских заказов и у скульпторов, хотя по количеству малых скульптурных форм Витебск занимает последнее место в республике. Конечно, городская скульптура – вещь дорогостоящая. Но она делается на века и создает имидж культурной столице.
– Если профессиональные художники не имеют заказов, то что говорить о самодеятельных, – продолжает Ю. Черняк. А вот у авторов письма, по его мнению, очень завышенная самооценка своего творчества. Он в свое время входил в состав экспертно-художественного совета, который по просьбе Комитета госконтроля оценивал работу в университете имени П. Машерова, – серию портретов, оформление музея и т.д. Среди авторов был Виктор Буга. Тогда было дано заключение, что сделанное – нижайшего уровня. Почему-то не видно работ этого автора ни на профессиональных, ни на самодеятельных выставках.
– Конечно, письмо поднимает важные вопросы. Но прежде чем что-то требовать, надо самому нечто сделать. А если у тебя только амбиции, то можно поговорить с другом на кухне за чашкой чая, – считает Н. Дундин.
Ю. Черняк тоже не разделяет позицию авторов письма. Хотя согласен с тем, что оно стало поводом обратить внимание на проблемы художников, которые на самом деле формируют мнение о культуре города.
Комментарии: (0) Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0