— Ну я все–таки актриса, — растерянно пожимает она плечами. — Стараюсь сохранять свое лицо...
— Тем не менее могу представить, чего вам стоит сохранять лицо, когда театра, похожего на ваш, не удалось создать больше нигде и никому. 20 лет оставаться эдакой белой вороной — для этого нужно обладать либо железной волей, либо совсем уж особенным взглядом на мир. А, возможно, и тем и другим сразу...
— Это правда, таких репертуарных театров с целым штатом актеров вы нигде не встретите... Но это такое интересное открытие! Не только для меня и моих коллег, но и для зрителей, которым наши спектакли все время помогают обнаруживать в себе нечто новое. Они нам потом столько рассказывают о себе, такие откровения в книге отзывов пишут...
— И все же мне сложно представить, как вам удается держать на плаву свой поэтический театр, искусство которого никогда не станет массовым. Когда вы такая мягкая...
— Я не мягкая! На самом деле я очень упрямая и требовательная, хотя и стараюсь быть внимательной к чувствам людей, с которыми работаю... Помню, пришел к нам в гости один большой чиновник. «А, это та самая Дягилева, вокруг которой пляшет столько народу!» — встретил он меня у порога. А на самом деле я пляшу вокруг всех намного больше, хотя по–прежнему сама играю в спектаклях, сама делаю постановки. Но артистов и режиссеров в «Знiч» приходит много, и репертуар у нас большой: для детей, для взрослых, даже одна моноопера есть...
— И все же, ну не верю я, глядя на вас, что вы способны повысить голос. Даже когда вам этого очень хочется...
— В общем, это правда, все вопросы я стараюсь решать спокойно... Но, между нами говоря, однажды я все же выругалась, причем прямо на рабочем месте! Не собиралась этого делать, вырвалось... Увы, это актеры готовы пожертвовать всем ради сцены, но театр — это еще и другие, не всегда творческие люди, которые порой не готовы делать больше, чем, как им кажется, предусмотрено трудовым законодательством... Никогда раньше мне не приходилось терять самообладание, только тогда — единственный раз в жизни. Это действительно не мой стиль — я не плачу, не кричу ни в театре, ни в начальственных кабинетах, нигде. Однако свое дело, за которое отвечаю, всегда довожу до конца.
— А с чего вообще начинался ваш «Знiч»?
— В двух словах, наверное, и не расскажешь... В 1984 году в Минске открылся Молодежный театр. Многие актеры надеялись раскрыться там по–новому — не стала исключением и я... А вскоре в театре провели реорганизацию, и Григорий Иванович Боровик, его первый главный режиссер (который после будет писать статьи о театре «Знiч» для энциклопедий), решил, что я подхожу ему не вполне... Но в нашей профессии всегда так — усмирять гордыню приходится часто. Главное — не прекращать искать себя. А я всегда была в поиске... Даже в театре имени Якуба Коласа, где мне сразу стали давать главные роли — за те 17 лет, что я там служила, сыграла 50 главных ролей, — всегда была в репертуаре. Тем не менее одновременно я ездила в Москву, показывалась Товстоногову... В общем, хотела проникнуть в профессию настолько глубоко, насколько это вообще возможно. Причем свои первые режиссерские работы стала делать еще когда при театре создали общество советско–вьетнамской дружбы, председателем которого назначили меня. И после, когда мне предложили вести в Витебске театр миниатюр, актерами которого стали в основном студенты–медики... К слову, и сейчас самые преданные поклонники театра «Знiч» — студенты минского медуниверситета...
Но тогда я решила продолжить свои поиски вне традиционного театра. Пришла в филармонию, показала одну из своих программ, посвященную Евгению Шабану — потрясающему режиссеру, который буквально умер на сцене, прямо во время постановки спектакля «Остров Елены» в нашем витебском театре... И меня взяли в концертно–лекционный отдел «мастером художественного слова», хотя и усомнились, что я, театральная актриса, задержусь надолго... А скоро и там провели реорганизацию, и на месте «моего» отдела создали филармонию для детей и юношества. «Вы не вписываетесь в новую концепцию», — сказал мне ее директор Герард Андреевич Чернышов. После чего взял меня за руку и привел в отдельный кабинет: «Вот тут и создавайте свой театр...» Поначалу Чернышов даже помогал продавать билеты на мои первые спектакли (которые шли в то время на разных сценах)! И потихоньку я стала обнаруживать, что все это нужно не мне одной. «Знiч» поддержало не только руководство филармонии, но и министерство. Приходили новые актеры, рождались новые спектакли — по прозе Короткевича, поэзии Богдановича, Янищиц, Пушкина... Появились даже кукольные постановки, «Знiч» стал постоянным участником международных фестивалей...
— Конфликтов с прихожанами Красного костела, где театр, в конце концов, нашел свое пристанище, у вас не было?
— Ну какие могут быть конфликты, если все наши спектакли так или иначе связаны с духовностью? Опять же, нас пригласил сюда отец Владислав, с которым мы познакомились еще в 1993 году, сначала как с одним из первых зрителей театра «Знiч»...
— А велик ли шанс у невостребованного актера выплеснуть наболевшее со сцены театра «Знiч»?
— Вы знаете, даже если актер не востребован в своем театре, о других подмостках он обычно не мечтает. Преданность актеров одному театру — это отнюдь не миф! Хотя порой даже самые великие артисты ждут достойной роли годами... Вот как это было с Александрой Климовой, которая когда–то сама пришла в «Знiч». Эту встречу я до сих пор воспринимаю одним из самых дорогих подарков в жизни. Хотя режиссеры Александру Ивановну недолюбливали, как и Раневскую, у которой был такой же мощный талант и которая точно так же была сама себе режиссером...
— У вас самой есть заветная, несыгранная роль?
— Конечно, мечталось о многом... Хотела бы сыграть Анну Каренину. И еще — «Мать» Чапека... Но важнее всего мне было научиться не лгать в театре, не прикидываться. Это сложно, но возможно. С помощью зрителей в том числе. Если у тебя что–то не получается на сцене, не надо делать вид, что все хорошо. В моноспектакле нет чужих спин, за которые можно спрятаться, зритель все равно видит всю тебя, какая ты есть. И если он тебе сочувствует — без слов подскажет, как вести себя дальше...
P.S. Свой новый, 20–й сезон Белорусский поэтический театр «Знiч» откроет 7 сентября дневным монопредставлением для детей «Вясёлая каруселя» на стихи Артура Вольского в исполнении заслуженной артистки Беларуси Ларисы Горцевой и вечерним спектаклем «Красёнцы жыцця» по роману Якуба Коласа «Новая зямля». На сцене — Александр Кашперов. 8 сентября «Знiч» приглашает на премьеру: кукольный моноспектакль от Вячеслава Шакалидо «Граф Глiнскi–Папялiнскi» по сказке Вольского. И это — только первая из премьер нового сезона...
Комментарии: (0) Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0