Когда–то мы были по другую сторону объектива. В XVI веке европейцы только начинали систематизировать обрывочные прежде сведения о предках современных белорусов, населявших большую часть Великого княжества Литовского. Удивительно, но, скажем, из описания устройства жизни литвинов Герарда Меркатора, опубликованном в конце столетия, каждый из нас может узнать что–то и о себе. Итак, слово знаменитому фламандцу, за перевод на русский язык произведений которого ваш покорный слуга благодарен гродненцу Тадеушу Зеленскому.
«Литвины поклонялись различным божествам: огню, лесу, аспидам и змеям. Священный огонь, называемый язычниками Zincz (Меркатор, безусловно, имел в виду Знич. — Прим. авт.), берегли жрецы. Леса представлялись литвинам священной обителью богов. Они держали в домах ужей и поклонялись им.
Если муж и жена надоели друг другу, литвины легко расходятся, обзаводятся новой семьей и меняют супругов столько раз, сколько хотят. Местные женщины не стыдясь, с согласия мужей, приводят в дом посторонних мужчин. Таких «гостей» они называют помощниками в супружестве. Однако для состоящего в браке литвина любые отношения на стороне позорны и унизительны.
Если кто–либо приговорен к смертной казни, экзекутор заставляет провинившегося исполнить наказание самостоятельно, то есть повеситься. В случае отказа литвины бьют и унижают соплеменника до тех пор, пока он не совершит самоубийство.
Домашний скот обеспечивает пропитание и позволяет людям ежедневно выпивать много молока. Хлеб, употребляемый в пищу простыми людьми, очень черен, испечен изо ржи или ячменя с отрубями. Богатые едят белый хлеб из чистой пшеничной муки. Вино пьют редко, его заменяет хлебный напиток. Бедные пьют воду. Любимый же напиток литвинов — это мед, как чистый, так и разбавленный.
Многие горожане, за исключением государственных чиновников, являются владельцами трактиров или постоялых дворов, где они продают пиво, мед и глинтвейн. Местные жители приглашают гостей в свои дома, сажают у огня, бесплатно угощают глотком каждого напитка и только затем позволяют им уехать. А если кто–нибудь пьет больше или ест завтрак или обед с хозяином, то платит, хоть и немного.
Климат здесь суров, особенно зимой. Литва богата смолой, воском и медом диких пчел. Много зерновых культур, которые часто гибнут из–за ненастья. Вино только привозное, поскольку нет условий для созревания, необходимого для приготовления сырья. Соль сюда поступает из Британии.
В Литве есть все виды домашнего скота, но выращиваются, главным образом, только некрупные животные. В лесах этой страны живут быки, лоси, зубры, дикие лошади и олени, косули, козлы, кабаны, медведи, куницы и другие животные. Нельзя не упомянуть об изобилии птиц, особенно трясогузок. В Литве и в землях Московских можно встретить хищное животное, называемое росомаха. Черное, большое как собака, с кошачьей мордой, которое в целом выглядит как лиса и имеет лисий хвост. Она питается отбросами. Когда росомаха находит труп животного, она приседает так, что это напоминает поклон, и «молится», пока ничего не оставит».
Не правда ли, мало что нас и сегодня удивляет в этом описании? Для европейцев же эти факты могли характеризоваться одной лишь ставшей устойчивой фразой — «их нравы», то есть что–то экзотическое и труднодоступное для понимания. Широта души и практичность, свободные взгляды на обязательства и ответная жестокость по отношению к злу — контрасты, которые слабо укладывались в головах умеренных во всем жителей Европы (хотя и самих иногда готовых пуститься в крайности), — вот что отличало наших предков от них. Контрасты... Много ли изменилось за четыре столетия?
Комментарии: (0) Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0