Для тех, кто любит музыку и искусство, фестиваль Be2gether у стен Норвелишского замка на белорусско-литовской границе — просто праздник какой-то. Тысячи меломанов приезжают сюда в один из июньских уик-эндов, разбивают палаточные городки и беснуются ночи напролет. Хоть дождь, хоть камни с неба — молодежь веселится, не щадя живота своего. Литовские визы белорусским рок-н-ролльщикам выдают бесплатно. Таксисты и милиция работают в эти дни не покладая рук. За три года существования фестиваля к нему успели привыкнуть даже таможенники. «Куда едете?» — строго спросила у меня литовская пограничница. — «На фестиваль «Битугеза». — «Это правильный ответ», — похвалила меня дама в форме и впустила в свою пряную страну, где варят вкусное пиво и угощают замысловатыми музыкальными коктейлями.
Мультикультурность приграничного форума в этом году, впрочем, как и в прошлые годы, была настолько очевидной, что, наверное, никто не мог бы поставить ее под сомнение. Почти одновременно на разных сценических площадках здесь можно услышать литовский джаз, энергичный рок-н-ролл белорусского разлива, модный британский лаунж или американский фолк-рок. Какому из этих стилей отдавать предпочтение, кого считать хедлайнерами фестиваля, каждый решал для себя сам. Мне первый раз сорвало голову, когда в метре от себя я увидела любимца Мадонны, чернобыльца и балагура Евгения Гудзя. Концерт группы Gogol Bordello под проливным дождем — одно из самых ярких впечатлений от «Битугезы». Артист по фамилии Гудзь — это феномен XXI века, исчадие рая, неподражаемый усатый черт в тельняшке. Только представьте, те меломаны, которых Женя одарил рукопожатием, твердо пообещали друг другу не мыть впредь ладони перед едой вообще никогда только на том простом основании, что их — эти руки — пожимал Гудзь. Вот какой мощной энергетики и харизмы Евгений, отец-основатель джипси-панк-группы «Гоголь Бордэлло», замеченный также в режиссерском дебюте певицы Мадонны, в картине под названием «Грязь и мудрость». Впервые лента была продемонстрирована в прошлом году на Берлинском кинофестивале, критики, помнится, приняли фильм в штыки. Но Евгений Гудзь все равно молоток.
«Белорусский» след на фестивале «Битугеза» в этом году был ощутим как никогда. За юношеские амбиции, моду и стиль отвечал коллектив The Toobes — трое очаровательных парней, тонких и звонких. За рок-н-ролльную традицию «отдувался» Сергей Михалок и его «Ляписы». Пожалуй, впервые белорусской команде отдали на откуп лихорадку субботнего вечера. Михалок — это нам не Золушка, которая вечно пугливо смотрит на часы. Сергей вольготно расположился на главной сцене «Битугезы» и за несколько часов сумел провозгласить все какие хотел «манифесты», за что был немедленно предъявлен журналистам на пресс-конференции. Белорусские репортеры так истосковались по общению с Михалком, что безо всяких стеснений интересовались у лидера «Ляписов», как он до такой жизни дошел: предположим, у группы целых три номинации в независимой музыкальной премии «Степной волк», учрежденной Артемием Троицким, — «Лучший альбом», «Лучший клип» и «Лучшая лирика». Михалок рассказал нам о своем нежном отношении к группе «Гоголь Бордэлло» и всецелом своем приятии лично Евгения Гудзя. Кстати, набор аттракционов от Михалка и группы «Ляпис Трубецкой» — это «единственное, что есть веселое на постсоветском пространстве», признавался Гудзь. «Группа «Ляпис Трубецкой» вызывает у меня искреннюю улыбку». Так всю дорогу обменивались комплиментами лидеры двух коллективов, ориентированных на хулиганское мужское начало.
Птенцы из The Toobes, как мне показалось, остались недовольны своим «Звездным часом» на фестивале «Битугеза». Им бы очень хотелось завоевать новую публику в Европе, для этого они ведь и поют свой «психодел» на английском языке. Белорусский язык представляется парням бесперспективным, а погода на фестивале «Битугеза» — холодной. «Мы замерзли и устали», — сказали журналистам The Toobes, сели в машину и укатили в направлении Вильнюса. Тучи над фестивалем тут же рассеялись, выглянуло долгожданное солнце, и тысячи фанатов бросились к площадке, где выступали неподражаемые Touch and Go. Душевная солистка Ванесса Ланкастер сводила с ума мужскую часть зрительного зала, труба Джима Линча велела женской аудитории медитировать и громко визжать.
Ни в еде, ни в развлечениях гости «Битугезы» себе не отказывали, предусмотрительно завернули в целлофан все, что представляло какую–либо ценность, и только поспевали лавировать между площадками главного июньского оупен-эйра. В дефиците была горячая вода — наутро третьего фестивального дня за стакан кипятку один литовский парень предлагал мне 50 долларов. Эх, не было у меня с собой никаких водонагревательных приборов. Потому что полсотни «зеленых» на фестивале — это умопомрачительные колбаски и суши «до утра».
В целом праздник «Битугеза» у стен Норвелишского замка — это торжество музыки и искусства по очень умеренным ценам. Не отказывайте себе в удовольствии хоть раз на него попасть.
Комментарии: (0) Рейтинг:
Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено
Проголосовавших: 0
Проголосовавших: 0