В воскресенье, несмотря на мировые экономические проблемы, в Венеции открылся очередной, 53–й по счету смотр достижений современного искусства, собравший художников из 77 стран. Арт–форум, который нередко называют еще и арт–олимпиадой, чемпионатом мира по современному искусству, каждый раз стремится к созданию новейшего языка искусства, не пренебрегая арт–объектами, выглядящими порой довольно абсурдно. Тем не менее из года в год визит в Венецию с июня по ноябрь становится все более престижным событием в культурной жизни большинства государств... Но что нам обсуждать расписную подводную лодку, пришвартованную на Гранд–канале возле российской выставки, или Владимира Кличко, которого Украина «назначила» куратором своего павильона в Венеции, когда белорусских художников там нет? Нет не потому, что один из авторитетнейших культурных форумов наших не ждет — 4 года назад они там побывали и не остались незамеченными, хотя первая белорусская экспозиция на Венецианском бьеннале была довольно случайной: слишком спонтанно тогда все сложилось... Как оказалось, и цели итальянского спонсора были далеко не бескорыстны: после завершения бьеннале белорусским участникам венецианского арт–форума пришлось буквально выкрасть свои работы, чтобы вернуть их на родину... С тех пор так и не нашлось мецената, готового помочь Венеции узнать, что белорусское актуальное искусство может конкурировать с мировым contemporary art в одинаковых весовых категориях, без скидок на советское прошлое, увешанное ограничительными красными флажками. Увы, пока в своем участии в игре на поле мирового современного искусства у нас заинтересованы только сами художники. И альтернативный белорусский павильон за сотни километров от Венеции они «выстроили» опять же сами...
«Венецианский» вернисаж в «БелЭкспо» начался провокационным перформансом: известные трибуны «субъективного искусства» Константин Мужев и Сергей Варкин, чью наготу скрывал (или подчеркивал?) лишь условный слой белил, обильно разрисовали площадку перед выставочным центром цветными красками. После они расстелили белые полотнища, в которые вскоре и были завернуты «группой товарищей», бережно доставивших «нарушителей спокойствия» за угол здания, где те и оделись... Ничье спокойствие, впрочем, нарушено не было, публика отреагировала на «голое» действо довольно меланхолично, без особого азарта ожидая развязки с участием сотрудников милиции. Однако скандала так и не случилось... Это стало хорошим знаком — все работы «Белорусского павильона 53–го Венецианского бьеннале» благополучно остались висеть на импровизированных стенах до самого финиша выставки.
— Думаю, если бы наша экспозиция длилась не три дня, а месяц, нас бы закрыли, — рассуждает комиссар проекта Руслан Вашкевич. — Наверное... Все–таки здесь были достаточно жесткие работы, но как заявлять современный формат без таких произведений? Чтобы ориентироваться в будущем, нужно познать и черные, и белые стороны настоящего... Хотя мы изначально решили избегать дешевых провокаций и скандалов. Цель события была совершенно другой: показать действительно лучших художников, скульпторов и фотографов, серьезно работающих в актуальных направлениях. Пожалуй, это большое достижение — то, что не удавалось нам поодиночке, кажется, наконец имеет шанс сбыться. Пусть пока не на официальном, на частном уровне, но стал выстраиваться диалог с теми, с кем до недавнего времени у нас не было никакого взаимопонимания... В день вернисажа меня накрыла такая эйфория, будто 20 лет назад в перестроечные времена — ни на одном персональном проекте я не был так счастлив, ведь удалось не только увидеть объективно, со стороны всю ситуацию, но и проанализировать ее, затеять разговор с серьезными людьми...
Действительно, в дни выставки «круглые столы» и открытые дискуссии на самые горячие темы современного искусства сменяли друг друга почти с такой же частотой, как лица гостей нашего «бьеннале» в арт–калейдоскопе, ставшем здесь их любимым аттракционом. Само же выставочное пространство было устроено в виде лабиринта, за каждым поворотом которого посетителей атаковало порой весьма неожиданное сочетание смыслов и образов. Мало кому удавалось удержаться от соблазна помять плюшевых медвежат, обреченно впаянных в шину для грузовика (арт–объект Антонины Слободчиковой «Черная работа»), пройти мимо «Фотографий из мусорной корзины» Владимира Парфенка, отобравшего для своей экспозиции нелепые и далеко не гламурные фотокадры, из которых, собственно, и состоит почти вся наша жизнь... Впрочем, пересказать работы каждого из 30 участников «Белорусского павильона 53–го Венецианского бьеннале» едва ли возможно, ведь трактовать современное искусство можно очень по–разному, в зависимости от внутреннего камертона собственного сознания.
Так что ничего удивительного, что проект победителя первой масштабной выставки белорусского актуального искусства Сергея Шабохина (за которого, кстати, единодушно проголосовали и члены профессионального жюри, и гости) вызвал столько полярных реакций. Фотоколлажи с Национальным художественным музеем, охваченным пожаром, с рухнувшей крышей Дворца искусства, с Музеем современного изобразительного искусства, «сдающего помещения под офисы и торговые точки», с бывшей «Подземкой», «закрытой навсегда», кому–то показались прямым оскорблением, другие же и не пытались спорить с автором, снабдившим свой фотоопус цитатой: «...в этом городе так мало мест, которые могут слишком просто исчезнуть: сгореть, разрушиться или наполниться варварами...»
Бесспорно, подобного не должно случиться. К счастью, люди, которым интересно заниматься белорусским искусством не по должности и не за зарплату, есть, их немало. И популярная минская галерея «Подземка» закрылась не навсегда — скоро она снова появится на карте города, причем в самом центре. А первым проектом возрожденной «Подземки» станет персональная выставка Сергея Шабохина...
Комментарии: (0) Рейтинг:
Пока комментариев нет