i=408
2167 - 2168 - 2169 - 2170 - 2171 - 2172 - 2173 - 2174 - 2175 - 2176 - 2177 - 2178 - 2179 - 2180 - 2181 - 2182 - 2183 - 2184 - 2185 - 2186 - 2187 - 2188 - 2189 - 2190 - 2191 - 2192 - 2193 - 2194 - 2195 - 2196 - 2197 - 2198 - 2199 - 2200 - 2201 - 2202 - 2203 - 2204 - 2205 - 2206 - 2207 - 2208 - 2209 - 2210 - 2211 - 2212 - 2213 - 2214 - 2215 - 2216 - 2217 - 2218 - 2219 - 2220 - 2221 - 2222 - 2223 - 2224 - 2225 - 2226 - 2227 - 2228 - 2229 - 2230 - 2231 - 2232 - 2233 - 2234 - 2235 - 2236 - 2237 - 2238 - 2239 - 2240 - 2241 - 2242 - 2243 - 2244 - 2245 - 2246 - 2247 - 2248 - 2249 - 2250 - 2251 - 2252 - 2253 - 2254 - 2255 - 2256 - 2257 - 2258 - 2259 - 2260 - 2261 - 2262 - 2263 - 2264 - 2265 - 2266 - 2267 - 2268 - 2269 - 2270 - 2271 - 2272 - 2273 - 2274 - 2275 - 2276 - 2277 - 2278 - 2279 - 2280 - 2281 - 2282 - 2283 - 2284 - 2285 - 2286 - 2287 - 2288 - 2289 - 2290 - 2291 - 2292 - 2293 - 2294 - 2295 - 2296 - 2297 - 2298 - 2299 - 2300 - 2301 - 2302 - 2303 - 2304 - 2305 - 2306 - 2307 - 2308 - 2309 - 2310 - 2311 - 2312 - 2313 - 2314 - 2315 - 2316
В лучах утреннего солнца торжественно переливался хрустальными гранями специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Первым, что попалось мне на глаза в кабинете Максима Буданова, директора департамента по кинематографии Министерства культуры, когда я пришла к нему на интервью, была та самая награда, с вручения которой начинается каждый наш «Лiстапад». «Бережем как зеницу ока! — прокомментировал Максим Александрович. — Возможно, на всякий случай даже сделаем копии: приз–то хрупкий и однажды моим российским коллегам не удалось довезти его до лауреата в целости и сохранности... Еще вспоминаю, с какими предосторожностями я вез этот роскошный «сувенир» в Кисловодск на фестиваль «Золотой Витязь», где должен был передать его Александру Михайлову. Доставил благополучно, хотя на украинской таможне возникли проблемы: мол, что это я запросто везу такое богатое произведение искусства»...


Подготовка к XVI Минскому международному кинофестивалю «Лiстапад», который пройдет с 14 по 21 ноября, началась отнюдь не вчера. И сегодня Буданов готов рассказывать не только о его престижных наградах.


— В этом году, правда, к работе над подготовкой нового «Лiстапада» мы приступили несколько позже обычного, — признает Максим Александрович. — Произошли некоторые кадровые рокировки. Как вы знаете, много лет наш фестиваль возглавляла Валентина Степанова, однако с каждым годом это становилось все более тяжелой нагрузкой для нее... В конечном итоге новым директором «Лiстапада» стала Александра Захаревич, которую, к слову, Валентина Алексеевна назвала своей преемницей в интервью вашей газете год назад. Что касается Ростислава Ивановича Янковского, пока он с нами, остается бессменным председателем «Лiстапада». Хотя состав рабочей группы поменялся довольно значительно.


— Насколько мне известно, обновилась и концепция фестиваля. Хотя, честно говоря, сложно представить, что тут можно менять, кроме гостей и кинопоказов...


— Конечно, менять «Лiстапад» коренным образом никто не собирается. Ведь и крупнейшие мировые кинофестивали десятилетиями не отступают от своих традиций. Фильмы, гости, призы, торжественный проход по ковровым дорожкам — из года в год главные фестивальные сценарии остаются неизменными... Кстати, не исключено, что когда–нибудь и наш «Лiстапад» обзаведется своей «красной дорожкой», согласитесь, это очень красивый момент.


— Давайте о гостях, слышала, что к нам снова хочет приехать пан Занусси...


— Причем теперь он планирует навестить не только Минск, но еще Гомель и Гродно! Проведет там свои мастер–классы и лично презентует три своих ранних фильма: «Структура кристалла», «Иллюминация» и «Год спокойного сердца». Но это не единственный сюрприз: думаю, в этом году к нам приедет еще и Эмир Кустурица. Не исключено, что гостем «Лiстапада» станет и знаменитый британский режиссер Питер Гринуэй...


— Впечатляет... Но превзойти прошлогодний рекорд по количеству стран «Лiстападу», наверное, уже не удастся...


— Действительно, в прошлом году наш фестиваль собрал гостей из 45 стран — почти вдвое больше, чем обычно. Но мы не имеем права снижать планку. Только повышать!


— Нынешний «Лiстапад» будет посвящен 65–летию освобождения Беларуси — повлияет ли этот факт на программу кинопоказов?


— Каждая страна сама решает, что хотела бы показать фестивальной публике. На сегодняшний день у нас есть уже 36 фильмов из 22 стран. К сентябрю отборочной комиссии предстоит выбрать, какие из них будут участвовать в конкурсе, а что покажут во внеконкурсной программе. Тогда же решим, какой из фильмов представит в конкурсе Беларусь: «Инсайт» с Богданом Ступкой в главной роли (премьера этой картины состоялась совсем недавно) или «Волки», съемки которого сейчас завершаются. Покажем и другие свежие работы нашей киностудии — «Днепровский рубеж», «Снайпер», «Кадет», только уже вне конкурса.


— Но ведь «Снайпер» мог бы участвовать в конкурсе телевизионного кино...


— Конкурса телевизионного кино на «Лiстападзе» больше не будет. Увы, идея пересмотреть в кинотеатре то, что было показано по телевизору, вдохновила считанных киноманов...


— Да и многократно пересматривать современные телефильмы мало кто готов, другое дело — советское кино! Ничего удивительного, что Беларусь так хочет вернуть себе права на картины, созданные киностудией «Беларусьфильм» в советское время. Только переговоры в который раз заходят в тупик...


— Да, вопрос непростой... Российская Федерация, которой принадлежат пленки с этими фильмами, признает за нашей страной право интеллектуальной собственности на них. Но беда в том, что по российским законам все материальные носители являются неотъемлемой собственностью России! Мы пошли по другому пути: предложили сделать для нас дубликаты. Чтобы, в конце концов, и Беларусь могла иметь доступ к своим фильмам, могла их издавать, продавать телеканалам. На сегодняшний день в трех российских архивах хранятся 596 наших фильмов! В конечном итоге было решено, что их копии для нас будут изготовлены за счет резервного фонда Президента России. Но потом... Как бы корректнее и дипломатичнее вам объяснить... Российские партнеры публично признают наши права, дают обещания — а после от них отказываются. Однако я надеюсь, что на ближайшей встрече глав наших государств этот вопрос наконец решится. Помните, как это было со слуцкими поясами?.. Ну справедливо ли это, когда российские коллеги, не спрашивая разрешения у нашей киностудии, являющейся, по сути, совладельцем этих фильмов, продают нашу киноклассику, ни копейки не отчисляя белорусским партнерам? Вот поэтому, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов, что кому принадлежит, в ноябре прошлого года на заседании Совета глав правительств в Кишиневе мы и подписали соглашение о совместном фильмопроизводстве...


— Недавно Министерство культуры объявило о приеме заявок на создание фильмов со статусом «национальный». Сценарий–победитель будет экранизирован. Но творческих кадров и в первую очередь талантливых режиссеров нашей киностудии по–прежнему не хватает...


— Конечно, это проблема... Из всех фильмов, созданных «Беларусьфильмом» за последнее время, только «В июне 41–го» окупил себя полностью. В среднем же белорусские фильмы окупаются пока лишь на 10 процентов от затрат на их производство. Раньше киностудия снимала 2 — 3 картины в год, теперь — все 12, но фильмов, которые зритель хочет пересматривать, почти не появляется. Когда 3 года назад я пришел сюда работать, на фильмопроизводство студии выделялось 6 миллиардов 400 тысяч белорусских рублей. В прошлом году — уже 22 миллиарда. В нынешнем — 29... Беда в том, что наши творцы четко знают: какой бы фильм они ни сняли, свои гонорары получат, никаких проблем! Никто из них не опасается, что им не заплатят за плохой продукт, не пригласят на следующий проект, потому что нет альтернативы, конкуренции нет... Но реконструкция «Беларусьфильма» затянулась, кризис продемонстрировал полную несостоятельность инвестора, и даже для молодых режиссеров привлекательность нашей студии под большим вопросом. Хотя, когда я встречался с нашими ребятами, которые учатся сейчас в кинематографических вузах Питера и Москвы, убедился, что практически все они готовы вернуться домой. Если, конечно, будут уверены, что смогут реализовать здесь свои знания и талант. Но та же Мария Можар, наша знаменитая выпускница ВГИКа, сняв здесь свою единственную картину «Враги» и получив за нее заслуженную награду «Лiстапада», вернулась в Москву, поскольку новых проектов киностудия ей не предложила... Впрочем, это тема уже для другого разговора.


Кстати


Решать, что непременно стоит посмотреть в дни «Лiстапада–2009», можно уже сегодня. В ноябре Аргентина представит на минских киноэкранах сразу две семейные мелодрамы: «Пустое гнездо» от одного из самых ярких латиноамериканских режиссеров Даниэля Бурмана и «Три желания» от Марсело Трота и Вивьен Имар — фильм, получивший одну из главных наград на завершившемся на днях первом Киевском международном кинофестивале. Китай покажет нам свой самый дорогой киноэпос последнего времени от культового Джона Ву, увидим мы и нашумевшие сенсации Канн: «Молчание Лорны» от братьев Дарденн, «Разомкнутые объятья» от Педро Альмадовара, «Сказку про темноту» от Николая Хомерики... Наталья Бондарчук привезет на «Лiстапад» свой новый фильм «Гоголь. Ближайший», как и обещала когда–то нашей фестивальной публике. Свое участие в минском кинофоруме подтвердили Татьяна Доронина, Василий Лановой, Лидия Федосеева–Шукшина, Ия Нинидзе, Владислав Галкин... Кстати, встретиться с любимыми актерами и посмотреть конкурсные фильмы в этом году смогут не только минчане — свой «Лiстапад» теперь пройдет во всех областных центрах!



Комментарии: (0)   Рейтинг: