»Новости культуры / Неформатная эволюция, или Авторская песня в вишневом саду » http://bresttheatre.com/page.php?id=389 |
Автор: , Отправлено: 2009-10-06 14:25. |
Поговорить с Ольгой Залесской хорошо и без информационного повода. Пусть ее истины порой парадоксальны, а взгляд на мир вызывающе субъективен, но если чего и не хватает нам, сегодняшним, то как раз вот этого — умения не прятать эмоции и считаться со своими желаниями. Вот часто ли вы спрашиваете себя, чего вам хочется на самом деле? А она это умеет — любого вынудит задать самому себе этот главный вопрос... Думаю, этот редкий (действительно редкий!) талант и сохраняет за Ольгой статус одного из известнейших белорусских авторов–исполнителей. Только теперь мы встретились с ней отнюдь не для личного разговора. В самом начале осени в усадьбе «Вишневый сад» под Бобруйском пройдет международный фестиваль авторской песни «Культурная эволюция», одно перечисление имен гостей которого вызывает желание недоверчиво переспросить: неужели все они будут? Знаменитый писатель, критик и публицист Лев Аннинский, литератор Михаил Володин, мэтры авторской песни Сергей Никитин, Борис Бурда, Галина и Борис Вайханские, Елена Казанцева, Вадим Гефтер, Алесь Камоцкий, Змитер Войтюшкевич... — Знаешь, Ольга, даже лет 15 — 20 назад, когда бардовская песня была у нас чуть ли не популярнее рока, собрать всех этих людей вместе едва ли было возможно. У меня прямо крамольная мысль появилась: может, сейчас они потому и готовы сюда приехать, что, извини, «выходят в тираж»? Популярность авторов–исполнителей давно не та, что раньше... — Давай не будем теоретизировать на тему, что происходит с авторской песней. Как, впрочем, и с культурой... Дело не в том, что люди «выходят в тираж». А, скорее, в том, что востребованность умной поэзии в обыденной жизни сегодня невысока. И когда возникает редкая возможность показать, что ты делаешь, большому количеству людей, пообщаться с единомышленниками — откликаются все! — Что, и гонораров не требуют? — Некоторые просят оплатить дорогу, а есть и такие, кто вообще ни на что не претендует — просто хотят приехать. Как, например, Юрий Рыков, лауреат минского бардовского фестиваля 1978 года, когда лауреатами стали еще Вероника Долина, Михаил Володин, а в жюри сидели Визбор, Кукин... «Напиши, чем я могу тебе помочь, я так по всем соскучился!» — написал Юра в своем письме в ответ на рассылку потенциальным гостям фестиваля... И он такой не один. Из Германии приедет наша давняя подруга Таня Синицына, из Молдовы — лауреат Грушинского фестиваля Сергей Галушкин, буквально вчера мы разговаривали с организаторами «Бардаўскай восенi» в Польше — кто–то приедет и оттуда... То есть фестиваль получается действительно международный. Причем впервые за последние лет 20 будут проводиться полноценные мастер–классы не только для русскоязычных, но и для белорусскоязычных авторов–исполнителей. — А где эта усадьба «Вишневый сад»? Какое–то слишком уж ностальгическое название... — Исторически это очень интересное место, недалеко от которого родился Дунин–Марцинкевич (его музей еще будет создан). Вдобавок очень красивое — излучина Березины... Артур Шуляк, один из учредителей нашего фестиваля, мечтает когда–нибудь сделать там театральный фестиваль. «Вишневый сад» — это такой поклон Чехову... Но, вообще, там планируется проведение самых разных фестивалей и всяких интересных штук. А чтобы этот ностальгический символ не носил такого трагического оттенка, как у Чехова, мы решили прямо во время фестиваля заложить вишневый сад! — Спектакль «Комедия», заявленный в программе фестиваля, — тоже намек на будущий театральный фестиваль? — «Комедия» — это вообще забавная история, спектакль, который с аншлагом был сыгран более 650 раз и лишь единственный раз выезжал из Минска... Но ведь синтез — это здорово. Когда собирается много разного, калейдоскопичного, получается такой красочный карнавал: авторская песня, музыка, поэзия, театр, туризм... Все это вполне совместимо! В общем, мы старались сделать так, чтобы фестивальная программа была интересна самым разным людям, именно поэтому у нас будет еще и большой концерт авторской песни для детей. Приезжайте все вместе: когда еще у вашего ребенка будет шанс увидеть живого дядю, который написал песню про резинового ежика с дырочкой в правом боку? — И в чем тут эволюция? Это я о названии вашего проекта... — Ну, эволюция — это процесс сложный и не всегда поступательный. Иногда бывает: шаг вперед — два назад, уж простите за цитату. Как и революция, эволюция происходит не снаружи — изнутри... Прислушайся: люди уже разговаривают штампами! Поют штампами, танцуют под штампы... Но я надеюсь, тот орган, который способен воспринимать слово не только как формальную единицу, атрофировался еще не безнадежно... Однажды я провела эксперимент: пригласила в гости девочку, с которой мы вместе занимались на водительских курсах. К своим почти 30 годам девочка не имела никакого представления, что такое авторская песня. Из всех фамилий, перечисленных мною, опознавала только Высоцкого, даже имя Окуджавы ей ничего не говорило... Для чистоты эксперимента я дала ей послушать несколько дисков современных авторов. Так вот, для нее это стало настоящим культурологическим шоком. «Надо же, оказывается, я все это люблю, только я этого не знала!» — сказала она мне после... — Значит, ваша «Культурная эволюция» — это не разовая акция? — Думаю, она станет постоянной... Не исключено, что под крышей этого проекта будут проходить и другие события, посвященные всевозможным проявлениям неформатной культуры и искусства. Думаю, потом появятся еще инициативы, потому что люди устали сидеть в подвалах! Это может быть что угодно. Хоть фестиваль сказочников, популярный в Германии... Главное, чтобы люди приехали, все это увидели и получили удовольствие. Ведь мы это делаем не для удовлетворения каких–то амбиций и уж тем более не для зарабатывания денег. Просто я, например, больше люблю дарить подарки, чем получать... |