i=403
1417 - 1418 - 1419 - 1420 - 1421 - 1422 - 1423 - 1424 - 1425 - 1426 - 1427 - 1428 - 1429 - 1430 - 1431 - 1432 - 1433 - 1434 - 1435 - 1436 - 1437 - 1438 - 1439 - 1440 - 1441 - 1442 - 1443 - 1444 - 1445 - 1446 - 1447 - 1448 - 1449 - 1450 - 1451 - 1452 - 1453 - 1454 - 1455 - 1456 - 1457 - 1458 - 1459 - 1460 - 1461 - 1462 - 1463 - 1464 - 1465 - 1466 - 1467 - 1468 - 1469 - 1470 - 1471 - 1472 - 1473 - 1474 - 1475 - 1476 - 1477 - 1478 - 1479 - 1480 - 1481 - 1482 - 1483 - 1484 - 1485 - 1486 - 1487 - 1488 - 1489 - 1490 - 1491 - 1492 - 1493 - 1494 - 1495 - 1496 - 1497 - 1498 - 1499 - 1500 - 1501 - 1502 - 1503 - 1504 - 1505 - 1506 - 1507 - 1508 - 1509 - 1510 - 1511 - 1512 - 1513 - 1514 - 1515 - 1516 - 1517 - 1518 - 1519 - 1520 - 1521 - 1522 - 1523 - 1524 - 1525 - 1526 - 1527 - 1528 - 1529 - 1530 - 1531 - 1532 - 1533 - 1534 - 1535 - 1536 - 1537 - 1538 - 1539 - 1540 - 1541 - 1542 - 1543 - 1544 - 1545 - 1546 - 1547 - 1548 - 1549 - 1550 - 1551 - 1552 - 1553 - 1554 - 1555 - 1556 - 1557 - 1558 - 1559 - 1560 - 1561 - 1562 - 1563 - 1564 - 1565 - 1566
Верите, но билеты на «Днепровский рубеж» я стала спрашивать в кассах кинотеатра «Октябрь» еще за две недели до премьеры «первого белорусского блокбастера», как окрестили этот фильм мои коллеги. Увидеть самую дорогую картину в истории белорусского кино — об этом я тоже услышала от коллег, — насыщенную невиданными доселе спец-эффектами, хотелось среди первых...


Да, самые раскрученные голливудские фильмы вряд ли собирали в Минске такого количества публики, как наш «Днепровский рубеж». Принимать поздравления с завершением большой работы создатели фильма начали еще на подступах к кинозалу, актеры гордо улыбались в объективы и наперебой благодарили Алексея Дударева, автора сценария «Днепровского рубежа», и Дениса Скворцова, режиссера... Бесспорно, повод для праздника у них был, и я присоединяюсь ко всем добрым словам в их адрес.


Однако за те два с половиной часа, пока длился фильм, я успела отметить не только эффектные батальные сцены, то и дело яркими всполохами озаряющие лица зрителей. Но заодно, абстрагируясь от «Днепровского рубежа» — о нем у меня пока не составилось твердого мнения, — я поразмышляла о военном кинематографе с точки зрения тех, кто войны никогда не видел...


Не мной замечено, что тема Великой Отечественной в последние годы вдохновляет современных режиссеров беспроигрышностью темы и возможностью блеснуть такими «спецэффектами», которые не снились ни Бондарчуку, ни Турову. Вдобавок редкий фильм о войне не претендует сегодня на новое «прочтение», открытие неких новых истин и ликвидацию «белых пятен»... Но когда любимец публики и активист «Бригады» Сергей Безруков в роли лейтенанта Ивана Бурова в одиночку уложит чуть ли не всю немецкую группу армий «Центр» в российско–белорусском фильме «В июне 41–го», это не вызывает ничего, кроме грустной усмешки. Превращать трагедию в фарс — это уж слишком явное «смешение жанров», как говаривал остроумный Костик Ромин из «Покровских ворот»...


Ведь еще живет много людей, которые помнят катастрофу июня 1941 года, и потому приторная жевательная резинка вместо горькой правды вряд ли вызывает у них благодарность за безудержные фантазии сценариста и режиссера. Но примириться с голливудскими трюками суперлейтенанта Бурова все же проще, чем со «Штрафбатом», где с ног на голову перевернуто абсолютно все. Где запах перезревшей клюквы просто разит с покрасневшего от стыда экрана...


У сегодняшних режиссеров бездна «творческой свободы» плюс уникальная техника. Но этим, пожалуй, все и ограничивается... Парадокс: лучшим, что было сказано о войне, по–прежнему остаются старые фильмы режиссеров и сценаристов — фронтовиков. Пронзительная «Баллада о солдате», где мать растерянно смотрит вслед сыну, с которым так и не успела поговорить, каждый раз вызывает все те же бессильные слезы. Все той же болью в сердце отзывается фильм «А зори здесь тихие...», и глаза Татьяны Самойловой, в которых застыл ужас войны, так же правдивы... «Летят журавли», «Горячий снег», «Белорусский вокзал», «Отец солдата», «Судьба человека», «Они сражались за Родину» — все эти фильмы создавались людьми, пережившими войну отнюдь не на съемочной площадке. Видимо, поэтому они снимали кино не о войне — о людях на войне. Без фильмов Георгия Чухрая, Станислава Ростоцкого, Михаила Калатозова, Сергея Бондарчука, Петра Тодоровского нам едва ли удалось бы прочувствовать всю великую и горькую цену победы — не умом, сердцем. Как и без литературы Василя Быкова, Григория Бакланова, Виктора Некрасова, Константина Симонова... Они знали о войне не понаслышке, они видели, участвовали и пережили ее.


Спорьте со мной, как хотите, но не дано, не дано молодым сценаристам и режиссерам, не пережившим эту боль внутри себя, снять честный и волнующий фильм о войне! Пусть они как угодно лихо справляются с «темой», создают зрелище с немыслимыми спецэффектами, но нет в их фильмах ни ощущения жизни, ни чувства времени, ни правды. Так стоит ли пытаться?.. В конце концов, киношедевров о Великой Отечественной войне было создано достаточно, чтобы не дать нам о ней забыть. Может быть, лучше пока дождаться нового Льва Николаевича Толстого, сумевшего своим гением через много лет после 1812 года создать могучую эпопею? Не в пример скороспелым, основанным на чьих-то рассказах, чьих-то воспоминаниях и устном фольклоре. Что касается «Днепровского рубежа», то я схожу еще раз, проверю собственные ощущения...



Комментарии: (0)   Рейтинг: