»Новости культуры / Проникновенный спектакль без слов
»
  http://bresttheatre.com/page.php?id=470

Автор: , Отправлено: 2009-10-06 14:47.
Этот необычный театр знают не только в Могилеве. Слабослышащие и совсем не воспринимающие звуки артисты играют спектакли и поют без слов. Да так, что у сидящих в зале слышащих на глаза наворачиваются слезы. Талантам из провинциального театра жестовой песни с красноречивым названием «Поющие руки» рукоплескали в столице и за рубежом. На конкурсе «Крутые ребята» во Дворце Республики им единодушно присудили Гран–при, а после их выступление несколько месяцев транслировали по ТВ. Также Гран–при могилевчане получили и несколько лет назад на Международном фестивале искусств среди инвалидов в Смоленске. С наградами вернулись из Минска, с Международного фестиваля искусств «Сузорье–2005», прекрасно выступили на фестивале искусств среди неслышащих людей в Вильнюсе, представили новую программу на проходившем в июне на сцене витебского амфитеатра парафестивале инвалидов «Наша волна–2009».


— Все началось в 2000 году. Я по совместительству работала в могилевском Доме культуры глухих и загорелась идеей создать на его базе театр жестовой песни, — признается руководитель «Поющих рук» Мария Скрицкая. — Участников набирала где придется. Люди были в основном далекие от искусства: спортсмены, слабослышащие горожане, к которым я подходила на улице. Это теперь у нас сформировавшийся коллектив, замечательные, талантливые актеры. Но чтобы сделать их такими, пришлось приложить немало труда.


Чтобы завоевать признание, воспитанники Марии Скрицкой ежедневно, без выходных, репетировали. Обычные люди на бытовом уровне в разговоре без «слов–паразитов» не обходятся, также и слабослышащие. А в спектакле, в песне все иначе, «речь» должна быть четкой, никаких машинальных движений, «засоряющих эфир». Есть и другие нюансы: некоторые слова на языке глухих обозначаются похожими жестами, вот и приходится Скрицкой — чтобы смысл песни всем был понятен, — менять в ней некоторые слова.


— К примеру, в строке «И вот, приближая разлуку, берег чернеет вдали» слово «чернеет» заменили на «виден», — объясняет Скрицкая. — Чтобы слабослышащие могли исполнить песню, она должна нести смысловую нагрузку. Поэтому тексты типа «Как подорванный на мине, о любви кричу Марине», исключены. Как, впрочем, рэп или рок, изобразить которые на пальцах почти невозможно. Репертуар подбираем сами, у нас большая фонотека, поют ребята песни «Песняров», «Верасов», Поплавской и Тихановича, звезд российской эстрады: Аллегровой, Киркорова, Ротару, Николаева, Леонтьева... При этом не просто стоят на сцене, каждое выступление — целый спектакль, в котором задействованы не только исполнители, но и танцоры.


В роль провинциальные артисты вживаются прекрасно. К примеру, старшая из участниц «Поющих рук» Наталья Зайцева (ей за 40 лет) потрясающе играет императрицу, Ольге Ольшевской удаются лирические и драматические роли, самой юной певице — Маше Курлянчик (ей всего 18) — веселые и задорные. Ну а ребята — Николай Молотобойцев, Виталий Сипаков и Володя Косенков — универсалы, которым под силу любая роль. Хотя для того чтобы они были такими естественными и убедительными, приходится много работать. Вот, Николай почти не слышит, поэтому на сцену выходит с двумя слуховыми аппаратами. Ритм он чувствует, но начало строки ему подсказывает руководитель.


В 2003 году талантливому любительскому коллективу присудили звание народного. «В Минске есть театр эстрады, в котором выступают слабослышащие. А наш народный театр песни жестовой песни, насколько мне известно, — единственный в стране, — говорит Мария Скрицкая. — Конечно, поначалу мы немного робели перед публикой. Помню, когда нас, еще любительский коллектив, пригласили выступить на агитплощадке в одном из могилевских дворов, я очень переживала. Публика ведь разная. Как они воспримут выступление ребят, поющих руками? Не будет ли глупых комментариев, насмешек? И была очень растрогана, когда один зритель принес нашим артистам целую охапку цветов».


Сегодня театр «Поющие руки» приглашают на городские праздники, мероприятия, корпоративные юбилеи. К каждому выступлению ребята готовятся тщательно. Даже костюмы сами шьют: наряды для императриц, мундиры, шляпы и штаны для гусар перекраивают из собственных старых вещей. И все же наряды — не главное. Как сказал Александр Тиханович, возглавлявший жюри конкурса «Крутые ребята», у могилевских артистов есть чему поучиться даже звездам белорусской эстрады, настолько они искренни, органичны на сцене, а главное — поют душой. После выступления в этом конкурсе поклонников у «Поющих рук» среди белорусских звезд появилось немало. Поздравляли ребят с успехом, желали им добра и дальнейших творческих успехов Инна Афанасьева, Алесь Мухин, Александр Солодуха.


То, что их признали, конечно, окрыляет провинциалов. Но почивать на лаврах они не привыкли. И хотя на разучивание нескольких куплетов с припевом уходит минимум неделя, а на то, чтобы отточить «голос» — синхронно отмахивать слова, — еще больше, репертуар «Поющих рук» постоянно прирастает новыми песнями. Ведь концертов впереди много. Кстати, афиш по городу «Поющие руки» не расклеивают, но когда выступают в местном ДК глухих, зал полон. «Послушать» их песни приходят и слышащие земляки. А это, наверное, и есть самый большой успех.