»Новости культуры / Братские узы
»
  http://bresttheatre.com/page.php?id=324

Автор: , Отправлено: 2009-10-06 14:07.
О феномене родственных отношений в искусстве


Талантливые братья в нашем искусстве — не редкость. Семейственность — вообще одна из самых главных его черт. Как правило, братья поддерживают дружеские отношения, создают совместные проекты, помогают добрым советом. Реже — завидуют успехам друг друга и распиливают надвое семейные сервизы. Однако понять до конца, насколько это тонкие и сложные взаимоотношения, может только тот, кто донашивал кеды после старшего брата или делился драгоценной коробкой шоколадных конфет с младшим. «Нас разделяет небольшое количество общей крови», — говорил один из киногероев о своем брате. Мешают или помогают эти родственные узы в творчестве? Перед вами — несколько известных примеров.


Братья Пинигины: даты — общие, хутора — врозь


Иван и Николай Пинигины. Оба — известные режиссеры. Другую профессию, пожалуй, выбрать и не могли: Ваня и Коля — дети профессиональных телережиссеров, работавших на Белорусском телевидении с момента его основания. Братья окончили факультет телевизионной режиссуры театрально–художественного института. Сейчас по основной специальности работает только Иван. Программы «Абiбок», «5x5», «Моя страна», «Плюс–минус», «Твой Формат» — это далеко не полный список проектов Пинигина–младшего. Старший же брат Николай является художественным руководителем главной драматической площадки страны — Купаловского театра. К тому же ставит спектакли в Санкт–Петербурге в Большом драматическом театре.


Николай старше Ивана ровно на четыре года. Оба родились 6 августа. По этому поводу Иван Николаевич любит вспоминать веселую историю: «Моя мама как–то спросила у Коли, что ему подарить на четырехлетие. Он ответил, что хочет братика, только хорошего. Мама взяла деньги и пошла якобы в магазин, а сама отправилась в роддом. Вот и получил Николай на свой день рождения меня в подарок. У нас в семье было три Льва, ведь сестра Аннушка родилась тоже в августе. Именно она и балансировала наши с Николаем отношения, не давала ссориться и драться. Со временем же разница в возрасте стала незаметной. Сейчас мы с братом просто не разлей вода, даже дачи находятся рядом. Мы, режиссеры, устаем от постоянного общения с людьми, поэтому на выходные обязательно уезжаем на свои хутора в Ушачский район. Природа помогает расслабиться и отдохнуть от городской суеты».


Совместный проект у братьев Пинигиных был всего один — телепрограмма «Рожденные в СССР». Сейчас Иван думает о том, чтобы вместе с Николаем снять фильм о 50 — 60–х годах, времени своей юности, первой любви. Сценарий уже написан.


Иван смеется, слыша вопрос о творческом соревновании: «Мы же — братья, ни о чем подобном не может идти и речи. Наоборот, помогаем друг другу при необходимости. Но у нас с братом принципиально разные взгляды на жизнь. Похожи мы, пожалуй, лишь только своим воспитанием, которое дала нам мама, а также хорошим отношением к людям. Оба любим песни, качественный юмор. В остальных вопросах мы придерживаемся противоположных мнений и взглядов».


Братья Гладкие: рецепт теплых отношений — работать в разных театрах


Андрей старше Александра на семь лет. Оба окончили Белорусскую государственную академию искусств. Гладкий–старший десять лет играет в Купаловском театре, является ведущим актером. Александр занят в Белорусском республиканском театре юного зрителя уже четвертый сезон. В прошлом году Союз театральных деятелей отметил его яркий дебют в 2007 году дипломом и «Хрустальным цветком».


Александр рассказывает, что на его профессиональный выбор повлиял старший брат. «Можно сказать, что я пошел по стопам Андрея, который для меня всегда был примером для подражания. Глядя на игру брата, мне тоже захотелось стать актером. Будучи студентом, постоянно спрашивал совета у Андрея. И он всегда мне помогал, подсказывал, как лучше сделать. Сейчас мы постоянно посещаем спектакли с участием друг друга. Приятно услышать похвалу от родного человека. Бывает, что брат и покритикует меня, если увидит, что делаю что–то не так. У нас теплые отношения, никогда не завидовали друг другу. Мы же — братья, да и служим в разных театрах. Вот если бы мы играли на одной сцене, тогда бы, возможно, были бы какие–то ссоры. А так Андрей радуется за меня, ведь я занят во многих спектаклях. Правда, брату нечасто дают новые роли — конкуренция».


Пока что у братьев Гладких не было совместных проектов: не играли вместе в спектаклях, не снимались в кино. «Надеюсь, что со временем мы восполним этот пробел, — говорит Александр. — Мы же еще молоды, все еще впереди».


Братья Павловы: приятно, когда режиссер — родственник!


Иван и Александр. Не близнецы и не двойняшки — Иван старше Александра на 9 лет. Оба родились в августе (как и братья Пинигины).


Павлов–старший известен как талантливый режиссер, вместе с Маргаритой Касымовой работал над картинами «Глубокое течение» и «Соблазн», снял комедии «Свежина с салютом» и «На спине у черного кота». Раньше и сам играл в кино, писал сценарии.


Александра читатели могли видеть на сцене Купаловского театра, где он является ведущим актером, в эфире белорусского телевидения (программа «Доброе утро, Беларусь!»), а также в современных кинолентах. Павлов–младший вспоминает, что ему не пришлось ломать голову, определяясь с будущей профессией: «В детстве даже и не думал о том, чтобы стать актером, пока брат не отвел меня в народный театр, после чего я поступил в академию, успешно окончил ее и попал в Купаловский». Александр успешно снялся в нескольких кинокартинах брата. Пусть роли и небольшие, но зато как приятно, что режиссер картины — родной тебе человек.


Так в чем сила, брат? Видимо, в родстве.