i=2388
Искусство сцены как социальная реабилитация


Как часто мы — полноценные, со здоровым румянцем на щеках, ничем не обделенные матушкой–природой — вдруг чувствуем неуверенность в завтрашнем дне, испытываем гнетущее недовольство собой? Знаете, как это бывает: все вдруг привидится каким–то неуклюжим и серым и кажется, будто и сам ты неуклюж и сер, весь мир ополчился на тебя, и черные мысли гудят, как провода на морозе. И так тянет себя пожалеть... Но представляем ли мы (хоть иногда), насколько в этой жизни тяжелее тем, кто страдает хронической болезнью, когда порой даже твое тело тебе не подчиняется? Как здесь не отчаяться, не потерять веру в собственные силы?..


Поверх барьеров


История знает немало случаев, когда искусство подавало руку помощи больным людям. Вспомните хотя бы главную роль в нашумевшей психологической драме сербского режиссера Горана Паскалевича «Сон в зимнюю ночь» (когда–то этот фильм участвовал в конкурсной программе кинофестиваля «Лiстапад»), которую исполнила реальная сербская девочка, больная аутизмом. Кстати, в самой Сербии это вызвало волну протеста: режиссера обвиняли в спекуляции на «больной» теме... Кинокритик и режиссер–документалист Любовь Аркус сейчас заканчивает работу над документальной лентой, в центре которой — рассказ из жизни простой петербургской семьи, также столкнувшейся с одним из детских недугов. Съемки этого, казалось бы, невинного фильма тоже сопровождают скандалы: говорят, администрация театра «Буфф» запретила режиссеру не только снимать в своем здании, но даже проводить больного ребенка в театр... А если вспомнить бесчисленное количество вариаций на тему отклонений от нормы, становится очевидным, что это всегда интересовало художников! «Полет над гнездом кукушки», «Человек дождя», «Дом дураков», «Игры разума», «Черный монах»... А вывод, который делает почти каждый прикасающийся к этой теме, к сожалению, неутешительный: люди обделенные всегда чище, мудрее, разумнее нас, полноценных...


Возьму твою боль


Не люблю слово «реабилитация». От него веет чем–то казенным: ледяным больничным кафелем и запахом лекарств. Лучше так, по–человечески, — восстановление, помощь. Столичный театр инвалидов «Мимоза», работающий под крышей Республиканского центра досуга инвалидов, — как раз одно из таких мест, дающих людям надежду, тепло, чувство востребованности... Но одновременно реабилитационный самодеятельный театр — тяжелая ноша. А руководит им хрупкая девушка Ольга Прохорова. Вполне современная, эрудированная. Как только Ольга начинает рассказывать о своих воспитанниках, глаза ее загораются, тут же открывается ноутбук — и она показывает отрывки из спектаклей, видеопрезентацию театра, воодушевленно характеризуя каждого из участников. И уж тут, поверьте, любой скепсис отступает.


Ольга вспоминает, как одна из актрис неделю учила простую реплику, всего какие–то два слова. Почти классическое: «Кушать подано». Но на премьере забыла и, махнув рукой, ушла со сцены. Прохорова понимает: на это нельзя обижаться. Этому можно сочувствовать. Чтобы помочь поверить в себя в следующий раз.


Возраст участников «Мимозы» — самый разнообразный, от 19 до 50 лет. В труппе — 20 человек, 15 из них занимаются постоянно. Ольга понимает, что не может и не должна требовать от людей, испытывающих проблемы со здоровьем, регулярно приходить на репетиции. Занимаются здесь не для оценки и не для галочки — для себя. К слову, сама Ольга окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств. Деятельность в «Мимозе» совмещает с основной работой в Республиканском театре юного зрителя, где придумывает немало сюрпризов для маленьких и, пожалуй, самых благодарных зрителей ТЮЗа.


Единство противоположностей


— Труппа у нас дружная, хотя собрались люди самых разных возрастов, — Ольга продолжает показывать фотографии своих актеров из «Мимозы». — К каждому надо подобрать свой ключик.


В мае их коллектив ездил в Москву, где принимал участие в игре Международной лиги КВН. Играли инвалиды и здоровые люди. Команда Ольги называлась «Батлейка». В ней было еще три профессиональных актера из Республиканского театра юного зрителя.


— Чтобы подстраховать нас, за что им большое спасибо, — уточняет Прохорова. — Никаких поблажек никому не было. Было настоящее соревнование. И из шести мест мы честно заняли четвертое. Привезли кубок и диплом. Нам подарили DVD–плейер...


О высоком уровне коллектива «Мимоза» свидетельствует и заключение экспертной комиссии Белорусской государственной академии искусств 2008 года, подписанное заведующим кафедрой режиссуры Генрихом Боровиком:


«Экспертная комиссия, просмотрев спектакль театра «Мимоза» «Тебя душа моя быть чает...», пришла к заключению: известная духовная лирика русских поэтов–классиков, а также поэтов–любителей театра «Мимоза» раскрывает мир человека как божественного начала. В ней утверждается мысль о духовном предназначении человека на земле. Спектакль решен в форме литературного чтения с метафорическими элементами, выраженными через сценическую пластику... Спектакль в контексте профессиональной деятельности полезен для сотрудников и членов Белорусского общества инвалидов».


Но сегодня этот театр не требует ни похвал, ни привилегий. Он хочет просто работать. Нет у «Мимозы» ни своего стоящего спонсора, который бы душой болел за ребят, нет и серьезной заинтересованности у тех, кто вроде бы по статусу должен быть в нем заинтересован... На лето театр и вовсе остался без крыши: в Республиканском центре досуга инвалидов, по словам Ольги, вот–вот начнется ремонт, поэтому на любимую сцену коллектив вернется не раньше сентября. Хотя, казалось бы, когда еще уйти с головой в работу, как не летом, ведь не у всех ребят есть возможность поехать на отдых за границу... Участники труппы надеются, что после ремонта в центре многое изменится в лучшую сторону (в самом зале зимой было очень холодно, ремонт здесь давно не проводился). Придем в сентябре сюда и мы, чтобы поздравить коллектив с началом нового и, будем надеяться, успешного театрального сезона.

Комментарии: (0)   Рейтинг:
Пока комментариев нет