»Новости культуры / Святые ноты » http://bresttheatre.com/page.php?id=291 |
Автор: , Отправлено: 2009-10-06 13:36. |
Почти одновременно были найдены сразу несколько версий так называемого «Любчанского канционала» — одного из первых нотных сборников, напечатанных в Беларуси. Сложно даже представить, сколько еще документальных подтверждений того, что белорусская музыкальная культура гораздо старше и богаче, чем считалось до не таких уж давних пор, вернут нам польские и литовские архивы. В конце прошлого года белорусские музыковеды обнаружили там сотни нотных рукописей, навсегда опровергнувших хрестоматийное утверждение, будто до 1917 года ничего изощреннее хороводных мелодий в Беларуси не создавалось. Эта находка стала настоящей сенсацией... И вот теперь — новые открытия. Разрабатывая проект реставрации Любчанского замка, молодые архитектор и историк Андрей Шулаев и Наталья Куц настолько увлеклись архивными изысканиями в Вильнюсе, что наткнулись на любчанские нотные сборники и скопировали их. Факт того, что в первой половине ХVII века в Любче действовала крупнейшая в Беларуси типография, отмечен во многих энциклопедиях. А издание нот к тому времени стало в наших краях явлением почти заурядным... Еще два оригинальных, не повторяющихся варианта «Любчанского канционала», вышедших в 1620 и 1621 годах, нашел в Вильнюсе и Варшаве директор Гродненского музыкального колледжа Алексей Солодухин, не первый год исследующий белорусскую музыку эпохи Реформации. Наконец, четвертую версию Любчанского сборника реформатских гимнов и псалмов обнаружил преподаватель Белорусской государственной академии музыки, солист ансамбля «Классик–Авангард» Алексей Фролов — правда, в виде микрофильма и на сей раз в Кракове. Как скоро и под какими сводами эта музыка зазвучит для белорусов спустя почти 400 лет, вопрос пока открытый. Будет ли она интересна современной публике, как аранжировать для концертного исполнения эти необычные мелодии, музыкантам еще предстоит решить. Однако в последние годы я, например, не раз отмечала, что афишам той же Белгосфилармонии достаточно лаконичного упоминания времени и места создания такой музыки, — если у потенциальных слушателей она вызовет ассоциации с историческим прошлым Беларуси, аншлаг гарантирован. — Появилось целое поколение любознательных молодых людей, стремящихся узнать свою историю в подробностях, — полагает Алексей Фролов, размышляя, почему эти впечатляющие находки не обнаружились раньше. — Опять же, в прошлые годы не было такого количества специалистов, кто занимался бы этой темой. Адам Мальдис, Гурий Барышев, Ольга Дадиомова, Виктор Скоробогатов и другие титаны, с которых началось концептуальное осмысление нашего богатейшего музыкального наследия, работали практически на целине, открывали все с нуля. А теперь в академии музыки даже существует отдельная научно–проблемная лаборатория, исследующая историю и теорию белорусского музыкального искусства с научной точки зрения... По мнению Фролова, довольно символично, что «Любчанский канционал» был найден накануне юбилея Жана Кальвина, известнейшего европейского теолога и реформатора, чье влияние на нашу цивилизацию оказалось настолько велико, что 500–летие со дня его рождения отмечают в 105 странах мира. Сегодня в честь этого события пройдут многочисленные богослужения и научные конференции — в том числе в Беларуси. Ведь в XVI веке реформам подверглась не только церковь, но и сознание средневекового европейца. Историки часто называют этот период «золотым веком Беларуси» — действительно, несмотря на многочисленные войны, в XVI столетии растет экономическое благополучие Великого княжества Литовского, впервые формируется так называемый средний класс, тогда же создается фактически первая белорусская Конституция, закладываются основы современной цивилизации... Это эпоха великих мыслителей, первопечатников, путешественников. И когда в музыке идеи Реформации преобразовались в хоралы (впоследствии развившиеся в кантаты, оратории и другие классические жанры), одновременно с Европой они стали частью и белорусской музыкальной традиции. К XVII веку на территории современной Беларуси было около 200 кальвинистских церквей. Но еще в 1558 году в Бресте был напечатан первый канционал (в переводе с латыни «кантио» означает «песня») — первый литургический нотный сборник, вышедший немногими годами позже появления первых печатных нот в истории человечества. В 1563 году издавать ноты стали и в Несвиже... К слову, помимо хоралов европейских композиторов, там были и ноты, созданные придворными музыкантами Николая Радзивилла Черного Циприаном Базыликом и Вацлавом Шамотульским. Фрагменты этих сборников сохранились в основном в архивах Варшавы и Кракова. Как оказывается, не только этих... Не исключено, что в будущем нашим историкам удастся найти и переписку Николая Радзивилла Черного с Жаном Кальвином (факт чего подтверждается редкими сохранившимися автографами). А когда–нибудь, как мечтает не один лишь Фролов, создать музей «золотого века Беларуси». Подходящим местом для него, считает Алексей, могла бы стать возрожденная реформатская церковь в Кухтичах (это на Узденщине), совместив функции храма и музея. Правда, сегодня этому архитектурному памятнику, возведенному в XVI столетии другом Сымона Будного Мацеем Кавечинским, требуется срочная если не реставрация, то хотя бы консервация... Лично мне идея такого музея кажется очень перспективной — в скором времени архивы соседних государств наверняка откроют еще немало тайн о нашем прошлом. И концертный зал в таком храме–музее, думаю, будет совсем не лишним... |