»Новости культуры / Каннский кинофестиваль подвел итоги » http://bresttheatre.com/page.php?id=200 |
Автор: , Отправлено: 2009-10-06 13:12. |
В этом году 62–й Каннский кинофестиваль словно решил напомнить своим конкурентам в Венеции и Берлине, «чьи в лесу шишки», собрав в конкурсной программе выдающихся киномастеров из высшей кинематографической лиги. Почти каждый из них уже пережил в Каннах свой триумф, увенчанный «Золотой пальмовой ветвью»: Квентин Тарантино с «Криминальным чтивом», Джейн Кемпион с «Пианино», Ларс фон Триер с «Танцующей в темноте», Кен Лоуч с «Ветром, что колышет вереск». Каждый этот фильм — уже в истории мирового кино и на каждом из них, несомненно, лежит отблеск каннского успеха. Счастливое число Ханеке Обладатель «Золотой пальмовой ветви» этого года австриец Михаэль Ханеке в отличие от коллег, кажется, за 12 лет участия в фестивале успел получить все призы, кроме главного. Генеалогия нынешнего триумфа выглядит следующим образом. В 1997 году Михаэль Ханеке впервые ступил на знаменитую красную дорожку Каннского кинофестиваля как режиссер конкурсного фильма «Забавные игры», примечательного тем, что во время просмотра из–за обилия сцен жестокости зрительный зал наполовину опустел. Решительно покинул тогда зал и коллега Ханеке Вим Вендерс. В 2000 году лента австрийца «Код неизвестен» получает приз экуменического (христианского) жюри. В 2001–м Ханеке удостаивается Гран–при за «Пианистку» (актеры Изабель Юппер и Бенуа Мажимель получают «пальмовые ветви» за лучшие роли). Наконец в 2005–м в руках Ханеке — приз за лучшую режиссуру (драма «Скрытое»). И вот в 2009 году девятой по счету в своей фильмографии картиной «Белая лента» режиссер элегантно завершает коллекцию каннских трофеев. Можно было не сомневаться, что рыжая бестия интеллектуального кино Изабель Юппер, председатель нынешнего каннского жюри, будет очарована новым фильмом мастера. Хотя и утверждать, что решающую роль в этом выборе сыграл человеческий фактор, тоже нельзя. «Белая лента» — мощное художественное высказывание о том, что по–настоящему волнует режиссера сегодня. Свой фильм Ханеке задумал 10 лет назад, пытаясь понять причины фашизма, фанатизма и международного терроризма. «Корни этих зол находятся в одном: возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества», — считает режиссер. Действие черно–белого фильма «Белая лента» разворачивается в немецкой протестантской деревне в 1914 году и немного напоминает сюжеты Бергмана. Отец главного героя — пастор — воспитывает своих детей в предельной строгости, в то время как по деревне прокатывается серия странных смертей. Название картины, по словам режиссера, происходит от традиции в ряде районов Германии повязывать подросткам на предплечья белые ленты в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения. Лунгин: пролет над набережной Кажется, что и остальные призы были присуждены в этому году вполне справедливо. Гран–при фестиваля присужден картине «Пророк» французского режиссера Жака Одьяра. Лучшим режиссером признан филиппинец Брийанте Мендоса, снявший картину «Кинатай». Приз «За лучшую мужскую роль» вручен австрийцу Кристофу Вальцу за роль в «Бесславных ублюдках» режиссера Квентина Тарантино. Лучшей актрисой стала француженка Шарлотта Гинзбур, исполнившая роль в скандальной и обруганной на фестивале картине Ларса фон Триера «Антихрист». Кстати, эта же лента получила и «антиприз» Каннского фестиваля как самый женоненавистнический фильм. Специальная премия присуждена крупнейшему мастеру современного кинематографа 86–летнему французскому режиссеру Алену Рене за его картину «Дикие травы», в частности, и за вклад в мировой кинематограф. Приз «Золотая камера» за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину «Самсон и Далила». Жаль, однако, в призерах второй по значимости конкурсной программы «Особый взгляд» не оказалось российских картин «Сказки про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина. Здесь победил фильм «Собачий зуб» греческого режиссера Гиоргоса Лантимоса. Береги руку, Жиль! Что же можно сказать по итогам? Как развивается Каннский фестиваль? Кажется, форум полностью отказался от конъюнктуры и политики в кино, ратуя за художественную наполненность и целостность кинематографического высказывания, осознав всю тупиковость дутого, «социально значимого» кино с налетом неприкрытой, сиюминутной публицистики. При всем пафосе и правдивости фактов, приводимых в картине Майкла Мура «Фаренгейт 911», вручение ему в 2004 году «Золотой пальмовой ветви» Квентином Тарантино так и останется в истории фестиваля больше казусом, чем прорывом. Примечательно и то, что новый курс фестиваля полностью поддержан элитой мирового кино. Под занавес фестиваля не обошлось без житейских неприятностей, перед которыми меркнут игры амбиций и фестивальные интриги. 79–летний председатель Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб накануне закрытия праздника, в субботу, был сбит автомобилем на набережной Круазетт и получил травму руки. Правда, автомобиль двигался на небольшой скорости, потому травма оказалась неопасной, но все же вслед за героями «Бриллиантовой руки» хочется сказать: «Береги руку, Жиль!» Ты нам еще пригодишься. |